1.1. Цель освоения и краткое содержание дисциплины
Цель освоения: подготовка к профессиональной деятельности учителя русского языка в соответствии с последними тенденциями в теории и практике обучения русскому языку; овладение методикой преподавания русского языка в школе.
Краткое содержание дисциплины: Методика преподавания русского языка как наука: объект, предмет, цель, задачи, методы исследования. Общие вопросы методики. Цель, задачи, принципы, содержание обучения русскому языку в школе. Современные подходы к обучению русскому языку. Методы и приемы, формы и средства обучения русскому языку в школе. Классификация ошибок в устной и письменной речи учащихся. Методика развития связной речи. Методика преподавания фонетики, орфоэпии. Методика обучения русской орфографии. Методика обучения составу слова и словообразованию. Методика обучения лексике и фразеологии. Методика изучения морфологии. Методика изучения синтаксиса и пунктуации. Методика обучения культуре речи и стилистике.
1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результаты освоения программы (содержание и коды компетенций) |
Планируемые результаты обучения по дисциплине |
готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) |
Знать профессиональный стандарт учителя, осознавать миссию учителя русского языка и литературы. Уметь анализировать свою учебную и учебно-методическую деятельность. Владеть практическими навыками анализа учебно-методической деятельности учителя.
|
готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4) |
Знать нормативно-правовыми документами сферы образования, языкового школьного образования. Уметь анализировать нормативно-правовые документы сферы образования, языкового школьного образования. Владеть практическими навыками организации процесса обучения русскому языку в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования. |
готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) |
Знать образовательные стандарты, действующие учебно-методические комплексы по русскому языку. Уметь анализировать образовательные стандарты, программы по русскому языку и в соответствии с ними планировать процесс обучения русскому языку. Владеть методиками формирования компетенций по русскому языку. Владеть практическими навыками планирования и проведения уроков и внеклассных занятий по русскому языку в соответствии с требованиями образовательных стандартов |
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2)
|
Знать современные методы и технологии обучения русскому языку, методы и технологии диагностики компетенций, формируемых в процессе обучения русскому языку Уметь выбирать наиболее оптимальные для данных условий методы и технологии обучения русскому языку, методы и технологии диагностики компетенций по русскому языку. Владеть практическими навыками использования современных методов и технологий обучения русскому языку, методами и технологиями диагностики компетенций по русскому языку. |
готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6) |
Знать особенности различных форм организации учебно-познавательной деятельности школьников на уроках русского языка; специфику методики преподавания русского языка в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения; приемы повышения у обучающихся мотивации изучения русского языка. Уметь выбирать оптимальные формы организации учебно-познавательной деятельности школьников, методы и приемы обучения русскому языку, стимулирования мотивации изучения русского языка в данных условиях. Владеть методиками фронтальной, групповой индивидуальной работы. Владеть практическими навыками взаимодействия с участниками образовательного процесса. |
1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Индекс |
Наименование дисциплины |
Семестр изучения |
Индексы и наименования учебных дисциплин (модулей), практик |
|
на которые опирается содержание данной дисциплины (модуля) |
для которых содержание данной дисциплины (модуля) выступает опорой |
|||
Б1.Б.2.3 |
Теория и методика обучения русскому языку
|
5, 6, 7 |
Б1.Б.2.1. Педагогика Б1.В.ОД.6. Основы инклюзивного образования Б1.Б.1.10. Педагогическое речеведение
|
Б1.В.ДВ.13. Современный русский язык в школьном курсе Б1.В.ДВ.14.1. Корректировочный курс по методике обучения русскому языку Б1.В.ДВ.14.3. Современные стратегии языкового образования Б2.П1. Методическая практика Б2.П.2. Педагогическая практика Б2.П.3. Преддипломная практика Б3. Государственная итоговая аттестация
|
1.4. Язык преподавания: русский.
2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Выписка из учебного плана:
Код и название дисциплины по учебному плану |
Б1.Б.2.3 Теория и методика обучения русскому языку |
Курс изучения |
3, 4 |
Семестр(ы) изучения |
5, 6, 7 |
Форма промежуточной аттестации (зачет/экзамен) |
зачет, 6 семестр экзамен, 7 семестр |
Курсовой проект/ курсовая работа (указать вид работы при наличии в учебном плане), семестр выполнения |
курсовая работа, 7 семестр |
Трудоемкость (в ЗЕТ) |
10 зет |
Трудоемкость (в часах) (сумма строк №1,2,3), в т.ч.: |
360 часов |
№1. Контактная работа обучающихся с преподавателем (КР), в часах: |
Объем аудиторной работы, в часах |
Объем работы (в часах) (1.1.+1.2.+1.3.): |
184 |
1.1. Занятия лекционного типа (лекции) |
81 |
1.2. Занятия семинарского типа, всего, в т.ч.: |
89 |
- семинары (практические занятия, коллоквиумы и т.п.) |
89
|
- лабораторные работы |
|
- практикумы |
|
1.3. КСР (контроль самостоятельной работы, консультации) |
14
|
№2. Самостоятельная работа обучающихся (СРС) (в часах) |
140 |
№3. Количество часов на экзамен (при наличии экзамена в учебном плане) |
36 |
- Учитель: Дмитриева Евдокия Николаевна
- Учитель: Олесова Антонина Петровна