Рабочая прогамма
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.К. АММОСОВА»
педагогический институт
Рабочая программа дисциплины
Б1.В.ДВ.07.01 Методика обучения русского языка в ДОО
для программы бакалавриата
по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование»
профиль Дошкольное образование
Форма обучения: очная
Автор: Андреева Любовь Дмитриевна, к.п.н., доцент кафедры ДО ПИ
РЕКОМЕНДОВАНО
Заведующий кафедрой разработчика ____________
________/_______________ протокол №_____ от «___»__________20___ г. |
ОДОБРЕНО
Заведующий выпускающей кафедрой________________
_________/______________ протокол №_____ от «___»__________20___ г.
Руководитель программы** _________/______________ «___»__________20___ г.
|
ПРОВЕРЕНО Нормоконтроль в составе ОП пройден Специалист УМО/деканата ___________/ ___________
«___»___________20___ г.
|
Рекомендовано к утверждению в составе ОП
Председатель УМК ___________/ ___________ протокол УМК №___ от «___»____________20___ г.
|
Эксперт УМК
___________/ ___________ «___»____________20___ г.
|
Якутск 2019
1. АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дисциплины
Б1.В.ДВ.07.01 Методика обучения русского языка в ДОО
Трудоемкость 2 з.е.
1.1. Цель освоения и краткое содержание дисциплины
Цель освоения: формирование коммуникативно-речевой компетентности педагога, совершенствование овладения русской речью, повышение уровня практического владения методами и приемами обучения связной русской речи детей дошкольного возраста.
Краткое содержание дисциплины:Лингвистические и психолингвистические основы методики преподавания русского языка. Педагогические и этнопедагогические основы методики преподавания русского языка. Сопоставительный анализ якутского и русского языка: фонетика, лексика, грамматика, синтаксис. Методика обучения русскому языку как второму. Методика обучения фонетическому, лексическому, грамматическому строю русского языка. Методика обучения диалогической и монологической речи. Проблемы преемственности обучения русскому языку в ДОУ и в начальной школе. Анализ программ и пособий по обучению русскому языку в якутских детских садах. Наглядные, словесные, игровые методы обучения дошкольников русскому языку как второму.
Место проведения дисциплины: учебная аудитория, базовые ДОО.
Способы проведения дисциплины: лекция, практические занятия.
1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Наименование категории (группы) компетенций |
Планируемые результаты освоения программы (код и содержание компетенции) |
Индикаторы достижения компетенций |
Планируемые результаты обучения по дисциплине |
Оценочные средства |
|
ПК 2 - Способен организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства. |
определяет цели и задачи всех видов деятельности в соответствии с возрастом детей дошкольного возраста; - выбирает эффективные методики проведения предметной, познавательно-исследовательской, игровой, продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. |
Знать: Вопросы организации обучения детей русской разговорной речи, формы организации работы с семьей, понятийный аппарат данной системы. Уметь: Самостоятельно составлять фонетические, лексические и грамматические игры, составлять конспекты занятий по русскому языку, а также конспекты комплексных занятий, выделять главное, существенное в текстах методических пособий и лекциях, формулировать вопросы по обсуждаемой проблеме, участвовать в дискуссии, составлять выступление по «Методике.....», отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения. Владеть: основными методами и приемами практической работы над произношением русских звуков; обучения лексике, грамматике, связной русской речи; словесного, игрового и наглядного обучения. |
Лекционные и практические занятия, самостоятельная работа студентов. Контрольные вопросы и задания, тесты, рефераты, презентации.
|
1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП
Индекс |
Наименование дисциплины (модуля), практики |
Семестр изучения |
Индексы и наименования учебных дисциплин (модулей), практик |
|
на которые опирается содержание данной дисциплины (модуля) |
для которых содержание данной дисциплины (модуля) выступает опорой |
|||
Б1.В.ДВ.07.01 |
Методика обучения русского языка в ДОО
|
7 |
Б1.О.06 «Русский язык и культура речи», Б1.В.03.04 Педагогическая риторика |
Б1.В.02.01 «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста», Б1.В.ДВ.06.01 Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, Б1.В.ДВ.08.02 «Предшкольное образование детей» |
1.4. Язык преподавания: русский
2. Объем дисциплиныв зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Выписка из учебного плана:
Код и название дисциплины по учебному плану |
Б1.В.ДВ.07.01 Методика обучения русского языка в ДОО |
|
Курс изучения
|
4 |
|
Семестр(ы) изучения
|
7 |
|
Форма промежуточной аттестации (зачет/экзамен)
|
Зачет с оценкой |
|
Курсовой проект/ курсовая работа (указать вид работы при наличии в учебном плане), семестр выполнения
|
||
Трудоемкость (в ЗЕТ)
|
3 |
|
Трудоемкость (в часах) (сумма строк №1,2,3), в т.ч.:
|
108 |
|
№1. Контактная работа обучающихся с преподавателем (КР), в часах: |
Объем аудиторной работы, в часах |
Вт.ч. с применением ДОТ или ЭО, в часах |
Объем работы (в часах) (1.1.+1.2.+1.3.):
|
45 |
|
1.1.Занятия лекционного типа (лекции)
|
14 |
|
1.2.Занятия семинарского типа, всего, в т.ч.:
|
|
|
- семинары (практические занятия, коллоквиумыи т.п.)
|
28 |
|
- лабораторные работы
|
|
|
- практикумы
|
|
|
1.3.КСР (контроль самостоятельной работы, консультации) 1.4. |
3 |
|
№2. Самостоятельная работа обучающихся (СРС) (в часах)
|
63 |
|
№3. Количество часов на экзамен (при наличии экзамена в учебном плане)
|
|
3. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
3.1. Распределение часов по темам и видам учебных занятий
Тема |
Всего часов |
Контактная работа, в часах |
Часы СРС |
|||||||||
Лекции |
из них с применением ЭО и ДОТ |
Семинары (практические занятия, коллоквиумы) |
из них с применением ЭО и ДОТ |
Лабораторные работы |
из них с применением ЭО и ДОТ |
Количество часов на экзамен |
из них с применением ЭО и ДОТ |
контроль самостоятельной работы, консультации) |
||||
Модуль 1 Лингвистические основы обучения дошкольников русскому языку Лингвистические основы обучения дошкольников русскому языку
|
34 |
4 |
|
8 |
|
|
|
|
|
1 |
21 |
|
Модуль 2 Методы и приёмы обучения детей русской разговорной речи
|
37 |
5 |
|
10 |
|
|
|
|
|
1 |
21 |
|
Модуль 3 Методика обучения детей связной русской речи
|
37 |
5 |
|
10 |
|
|
|
|
|
1 |
21 |
|
ИТОГО |
(108 ч =3з.е) |
108 |
14 |
|
28 |
|
|
|
|
|
3 |
63 |
3.2. Содержание тем программы дисциплины «Методика обучения русскому языку в ДОО»
Модуль 1
Лингвистические основы обучения дошкольников русскому языку
Язык, речь, речевая деятельность
Психолингвистика и обучение второму языку
Лексические системы якутского и русского языков
Особенности морфологических систем якутского и русского языков
Модуль 2
Методы и приёмы обучения детей русской разговорной речи
Наглядные методы обучения
Словесные методы обучения.
Игровые методы.
Модуль3.
Методика обучения детей русской связной речи
Формы обучения детей русскому языку. Обучение диалогической (разговорной) русской речи на занятиях.
Обучение монологической русской речи на занятиях.
Связь детского сада с семьёй в обучении детей русскому языку
3.3. Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии
№ |
Наименование темы занятий |
Формы проведения |
Учебные технологии, метод реализации |
1 |
Модуль 1 Лингвистические основы обучения дошкольников русскому языку |
Лекция-визуализация
|
Игровые технологии Объяснительно-иллюстративный метод |
2 |
Модуль 2 Методы и приёмы обучения детей русской разговорной речи |
Интерактивная лекция, семинары |
Игровые технологии Объяснительно-иллюстративный метод с элементами учебного диалога и презентацией Технология поиска информации |
3 |
Модуль3. Методика обучения детей связной речи |
Лекция-визуализация Семинары |
Игровые технологии Объяснительно-иллюстративный метод с элементами учебного диалога и презентацией Технология поиска информации. Защита проекта |
4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Содержание СРС
№ |
Наименование раздела (темы) дисциплины |
Вид СРС |
Трудо- емкость (в часах) |
Формы и методы контроля (тематика) |
1 |
М-1. Лингвистические основы обучения дошкольников русскому языку
|
1.Составить список слов для активного усвоения: 1 год обучения-223 слова, 2 год обучения 240 слов по теме 2.Подготовка к лекциям, семинарским, практическим занятиям. 3.Разработать игровые и учебно-речевые ситуации «Бабушка шьет чабычах», «На выставке якутской посуды», «Мой чорон», «Моя кытыста», «Мама шьет бастынгу», «Бабушка шьет унты», «Я вышываю бисером», «Бабушка готовит керчэх», «Мама стряпает лепешки», «Выставка блюд якутской кухни», «Переезжаем из сайылыка домой», «На площади Дружбы народов», «Якутский праздник ысыах». 3.Для усвоения русского произношения подобрать слова со звуками в,ф, ш,ж,з,щ,ц, со стечением согласных, со свободной последовательностью гласных в словах русского языка. 4.Составить диалоги на русском языке с учетом особенностей грамматического строя русского языка. 5.Психолого-педагогические основы обучения русскому языку - конспект. 6.Сопоставительный анализ якутского и русского языка- сообщение 7. Педагогические и этнопедагогические основы обучения-реферат |
10 |
Работа на практических занятиях. Прямой ответ. Дополнение. Комментирование Презентация публичных выступлений и их рецензирование. Проверка конспектов практических занятий, источников, монографий и статей. Изучение учебных пособий.
|
2 |
М-2 Методы и приемы обучения детей русской разговорной речи
|
Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия: «Наглядные методы обучения», «Словесные методы обучения», «Игровые методы», «Формы обучения детей русскому языку». |
22 |
Проверка конспектов источников, монографий и статей Изучение учебных пособий. Выступление на практических занятиях.
|
3 |
М-3 Методика обучения детей связной русской речи
|
Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы: 1.Обучение диалогической (разговорной) речи на занятиях. 2.Прослушивание готового диалога, заучивание и его воспроизведение. 3.Обучение монологической речи на занятиях. Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы. 1.Методика обучения диалогической и монологической речи- анализ посещен. занятий 2. Отбор речевых ситуаций на основе этнопедагогики- творческ. задание. 3. Анализ программ и методических пособий- конспект. 4. «Методы и приемы обучения русскому языку в якутских детских садах», «Проблемы преемственности обучения русскому языку в ДОУ и начальной школе»- реферат. 5. Работа вне занятий. Работа с родителями.- Составить составить перспект.план 6. Проверка усвоения речевых - составить диагностику умений и навыков. |
23 |
Работа на практических занятиях. Прямой ответ. Дополнение. Комментирование. Изучение учебных пособий. Защита реферата. |
|
Итого |
|
55 |
|
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Методика обучения русскому языку в ДОО»
Методические рекомендации по изучению теоретических основ дисциплины
|
Изучение теоретической части дисциплин призвано не только углубить и закрепить знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у обучающихся творческих навыков, инициативы и организации своего времени. Самостоятельная работа при изучении дисциплины включает: - чтение рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины; - знакомство с Интернет-источниками; - подготовку к различным формам контроля (тесты, контрольные работы, коллоквиумы); - подготовку и написание рефератов, докладов; - выполнение контрольных работ; - подготовку презентаций и выступлений по теме. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно прорабатывать и дополнять сведениями из других источников литературы, представленных не только в программе дисциплины, но и в периодических изданиях. При изучении дисциплины сначала необходимо по каждой теме прочитать рекомендованную литературу и составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме для освоения последующих тем курса. Для расширения знания по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы; проводить поиски в различных системах и использовать материалы сайтов, рекомендованных преподавателем. При подготовке к контрольной работе необходимо прочитать соответствующие страницы основного учебника. Желательно также чтение дополнительной литературы. При подготовке к выступлению на семинарском занятии необходимо подготовить презентацию по теме. При выполнении самостоятельной работы по написанию реферата необходимо: прочитать теоретический материал в рекомендованной литературе, периодических изданиях, на Интернет-сайтах; творчески переработать изученный материал и представить его для отчета в форме реферата, проиллюстрировав презентационными материалами. |
Самостоятельная работа |
Существенной формой самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям, на которых происходят обсуждение сообщений, дискуссии по наиболее сложным и важным проблемам. Рассмотрев план семинара, необходимо законспектировать первоисточники, изучить дополнительную литературу по теме данного занятия, затем составить основные тезисы своего выступления. Для расширения и углубления знаний студентам следует использовать дополнительную литературу. В целях самоконтроля необходимо устно ответить на вопросы, которые даны в учебном пособии. Работу с первоисточниками нельзя сводить к механическому переписыванию цитат. Конспектирование - краткое письменное изложение содержания книги или статьи, включающее основные положения и их обоснование фактами, примерами и т.п. Перед конспектированием важно внимательно ознакомиться с названием источника и оглавлением, что может уяснить содержание текста в целом. Далее необходимо прочесть материал по частям (главам, параграфам и т. д.) и тем самым сформулировать в каждой из них главные мысли (тезисы). Тезисы дополняются фактическим материалом, примерами, при необходимости используются научные термины, цитаты. При изучении дисциплины «Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста» необходимо: -выполнение заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, способствующих решению учебных задач; -самостоятельное изучение отдельных аспектов содержания курса; -работу по поиску и анализу информации, её интерпретации и презентации; -составление обзора по отдельным темам дисциплины; -подготовку к индивидуальным консультациям и коллоквиумам и др. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня подготовленности обучающихся. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть: -для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернет-ресурсов и др.; -для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление глоссария для систематизации учебного материала; изучение словарей, справочников; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, заданий в тестовой форме и др.; -для формирования умений: подготовка к дидактическим играм; разработка сценариев игр, занятий; подготовка презентаций, творческих проектов; подготовка курсовых и выпускных работ; опытно-экспериментальная работа и др. В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности. Обучающийся самостоятельно определяет режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение знаниями и умениями по каждой дисциплине, выполняет внеаудиторную работу по индивидуальному плану, в зависимости от собственной подготовки, бюджета времени и других условий.
|
Требования к устным выступлениям
|
Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам. Перечень требований к выступлению на семинарских занятиях : - связь выступления с предшествующей темой или вопросом; - раскрытие сущности проблемы; - методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности. Порядок ведения семинара может быть самым разнообразным, в зависимости от его формы и тех целей, которые перед ним ставятся. Обычно имеет место следующая последовательность: а) выступление (доклад) по основному вопросу; б) вопросы к выступающему; в) обсуждение содержания доклада, его теоретических и методических достоинств и недостатков, дополнения и замечания по нему; г) заключительное слово докладчика; д) заключение преподавателя. При реферативно-докладной форме семинара первыми получают слово ранее намеченные докладчики, а при развернутой беседе - желающие выступить. Принцип добровольности выступления сочетается с вызовом студентов. Остальным желающим выступить по основному вопросу, чтобы не погасить у них интереса к семинару, можно посоветовать быть готовыми для анализа выступлений товарищей по группе, для дополнений и замечаний. Обстановка в аудитории во время выступления докладчика находится постоянно в сфере внимания руководителя семинара. Добиваясь внимательного и аналитического отношения студентов к выступлениям товарищей, руководитель семинара заранее ставит их в известность, что содержательный анализ выступления, доклада или реферата он оценивает так же высоко, как и выступление с хорошим докладом. Вопросы к докладчику задают, прежде всего обучающиеся, а не преподаватель, в чем их следует поощрять. Необходимо требовать, чтобы вопросы, задаваемые обучающимся, были существенны, связаны с темой, точно сформулированы. По своему характеру вопросы бывают уточняющими, наводящими, встречными; другая категория вопросов, например, казусных, может содержать предпосылки различных суждений, быть примером или положением, включающим кажущееся или действительное противоречие. Уточняющие вопросы имеют своей целью яснее высказать мысль, четко и определенно сформулировать ее. Наводящие или направляющие вопросы имеют своей задачей ввести полемику в нужное русло, помешать нежелательным отклонениям от сути проблемы. Важно, чтобы такие вопросы приоткрывали новые сферы приложения высказанных положений, расширяли мыслительный горизонт. Встречные вопросы содержат требования дополнительной аргументации, а также формально-логического анализа выступления или его отдельных положений. Цель таких вопросов -- формирование умения всесторонне и глубоко обосновывать выдвигаемые положения, способности обнаруживать логические ошибки, обусловившие неубедительность или сомнительность вывода. Казусные вопросы предлагаются одному обучающему или всей группе в тех случаях, когда в выступлении, докладе проблема освещена в общем-то верно, но слишком схематично, все кажется ясным и простым (хотя подлинная глубина проблемы не раскрыта) и в аудитории образуется «вакуум интересов». Возникает необходимость показать, что в изложенной проблеме не все так просто, как это может показаться. По возможности, опираясь на знания, уже известные студентам, преподаватель найдет более сложный аспект проблемы и вынесет его на обсуждение в виде вопроса. Цель таких вопросов в том, чтобы сложное противоречивое явление реальной действительности, содержащее в себе предпосылки для различных суждений, было осмыслено студентами в свете обсуждаемой теоретической проблемы, чтобы студент научился мыслить шире и глубже. Вопросы, преследующие создание «ситуации затруднений», обычно представляют собой две-три противоречащих друг другу формулировки, из которых необходимо обнаружить и обосновать истинную, или же берется высказывание какого-либо автора (без указания его фамилии) для анализа. В основном характер таких вопросов совпадает с постановкой задач на самостоятельность мышления. |
Создание презентаций
|
Создание материалов-презентаций -- это вид самостоятельной работы по созданию наглядних информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основне вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует навыки работы на компьютере. Обучающийся должен: • изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное; • установить логическую свіязь между элементами темы; • представить характеристику элементов в краткою форме; • выбрать опорне сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы; • оформить работу и предоставить к установленному сроку. Не рекомендуется: - перегружать слайд текстовой информацией; - использовать блоки сплошного текста; - в нумерованных и маркированных списках использовать уровень вложения глубже двух; - использовать переносы слов; - использовать наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков; - текст слайда не должен повторять текст, который преподаватель произносит вслух (зрители прочитают его быстрее, чем расскажет преподаватель, и потеряют интерес к его словам). |
Оформление презентации
(оформление слайдов)
|
Стиль Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки) Фон Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый). Использование цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации наслайде.
Содержание информации Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней Шрифты Для заголовков - не менее 24. Для информации - не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных букв). Способы выделения информации Следует использовать: рамки, границы, заливку; разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов Объем информации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. |
Устное выступление |
Важнейшие требования к выступлениям - самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них. Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения. Примеры из области наук, близких к будущей специальности студента, из сферы познания, обучения поощряются руководителем семинара. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов |
Условия сдачи зачета:
Обучающиеся допускаются к сдаче зачета с оценкой при условии выполнения следующих требований:
-активная работа на лекционно-практических занятиях, выполнение теста;
-подготовка письменных работ: конспектирование, реферат;
-выполнение презентационного материала с защитой
Рейтинговый регламент по дисциплине:
Вид выполняемой учебной работы (контролирующие мероприятия) |
Количество баллов (min) |
Количество баллов (max) |
1-й контрольный срез |
30 |
50 |
Посещаемость |
6 |
10 |
СРС |
6 |
10 |
Защита реферата |
7 |
10 |
Активность на занятиях
|
5 |
5 |
Конспект |
6 |
5 |
Бонус за публикацию статей, участие в конференциях и др. |
- |
10 |
2-й контрольный срез |
30 |
50 |
Посещаемость |
6 |
10 |
СРС |
6 |
10 |
Защита проекта |
7 |
10 |
Активность на занятиях
|
5 |
5 |
Тест |
6 |
5 |
Бонус за публикацию статей, участие в конференциях и др. |
- |
10 |
Количество баллов для допуска к зачету (min-max) |
50 |
100 |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
6.1. Показатели, критерии и шкала оценивания
Коды оцениваемых компетенций |
Показатель оценивания (дескриптор) (по п.1.2.РПД) |
Уровни освоения |
Критерий оценивания |
Оценка |
ПК 2 - Способен организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства. |
-хорошо знает организацию, методы и формы обучения русской разговорной речи, и возможности их применения в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;
- способен на высоком уровне проектировать и осуществлять образовательный процесс в ДОО в соответствии с ФГОС на основе традиций билингвального воспитания с учетом возрастного развития детей дошкольного возраста и региональных условий.
- хорошо владеет навыками осуществления профессиональной деятельности в ДОО на основе билингвального воспитания, региональных условий и возрастных особенностей детей.
|
Высокий |
-хорошо знает организацию, методы и формы обучения русской разговорной речи, и возможности их применения в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;
- способен на высоком уровне проектировать и осуществлять образовательный процесс в ДОО в соответствии с ФГОС на основе традиций билингвального воспитания с учетом возрастного развития детей дошкольного возраста и региональных условий.
- хорошо владеет навыками осуществления профессиональной деятельности в ДОО на основе билингвального воспитания, региональных условий и возрастных особенностей детей.
|
отлично |
Базовый |
- знает организацию, методы и формы обучения русской разговорной речи, и возможности их применения в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста; способен проектировать и осуществлять образовательный процесс в ДОО в соответствии с ФГОС на основе традиций билингвального воспитания с учетом возрастного развития детей дошкольного возраста и региональных условий - владеет навыками осуществления профессиональной деятельности в ДОО на основе билингвального воспитания, региональных условий и возрастных особенностей детей.
|
хорошо |
||
Мини-мальный |
- недостаточно знает организацию, методы и формы обучения русской разговорной речи, и возможности их применения в соответствии, при этом не всегда учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста; способен проектировать и осуществлять образовательный процесс в ДОО в соответствии с ФГОС. - владеет навыками осуществления профессиональной деятельности в ДОО без учета билингвального воспитания, региональных условий и возрастных особенностей детей.
|
удовлетво-рительно |
||
Не освоены |
- не знает организацию, методы и формы обучения русской разговорной речи, и возможности их применения в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста; - не способен проектировать и осуществлять образовательный процесс в ДОО в соответствии с ФГОС на основе традиций билингвального воспитания с учетом возрастного развития детей дошкольного возраста и региональных условий - не владеет навыками осуществления профессиональной деятельности в ДОО на основе билингвального воспитания, региональных условий и возрастных особенностей детей.
|
неудовлетво-рительно |
6.2. Типовые контрольные задания (вопросы) для зачета по дисциплине «Методика обучения русскому языку в ДОО»
Коды оцениваемых компетенций |
Оцениваемый показатель (ЗУВ) |
Модуль |
Образец типового задания (вопроса) |
ПК 2 - Способен организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства. |
-хорошо знает организацию, методы и формы обучения русской разговорной речи, и возможности их применения в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;
- способен на высоком уровне проектировать и осуществлять образовательный процесс в ДОО в соответствии с ФГОС на основе традиций билингвального воспитания с учетом возрастного развития детей дошкольного возраста и региональных условий.
- хорошо владеет навыками осуществления профессиональной деятельности в ДОО на основе билингвального воспитания, региональных условий и возрастных особенностей детей.
|
Модуль 1 Лингвистические основы обучения дошкольников русскому языку |
1.Обоснуйте определение понятия «билингвизм». 2.Определите цель и задачи билингвального обучения в ДОО. 3. Раскройте проблемы отрицательного влияния родного языка при обучении второму языку. 4.Обоснуйте учебно-речевую и речевую деятельность в процессе билингвального обучения детей дошкольного возраста.
|
Модуль 2 Методы и приёмы обучения детей русской разговорной речи |
Что общего и что отличительного в организации речевого развития детей дошкольного возраста в рамках ФОС и ФГОС? |
||
Модуль3. Методика обучения детей связной речи |
Подготовка реферата по проблемам: Методика обучения детей русскому языку как второму 1.Методика работы над произношением. 2.Методика обучения лексике. 3.Методика обучения грамматике. 4.Методика обучения связной речи. Методика обучения связной русской речи 1.Обучение монологической русской речи. 2.Обучение диалогической русской речи. 3.Формы обучения детей русскому языку. 4.Средства обучения детей русскому языку. Проблемы преемственности обучения русскому языку в ДОО и в начальной школе 1.Содержание обучения русскому языку в 1 классе якутской школы. 2.Формы и методы преемственности в работе по обучению русскому языку в ДОО и в 1 классе школы. 3.Связь ДОО с семьей в вопросах по обучению русскому языку как неродному.
|
Промежуточные контрольные вопросы и задания
Лингвистические и психолингвистические основы методики преподавания
1.Овладение звуковой формой слова.
2.овладение значением слова.
3.Овладение грамматикой.
4.Познавательная деятельность в обучении языку.
5.Учебно-речевая и речевая деятельность.
Сопоставительный анализ якутского и русского языков.
1.Анализ фонетического строя языков.
2.Анализ лексического строя языков.
3.Анализ грамматического строя языков.
4.Анализ синтаксического строя языков.
Анализ программ и методических пособий по русскому языку.
1.Пособие Самсоновой Т.П. «Занятия по русскому языку в якутских детских садах».
2.Пособие Савенковой Г.А. «Некоторые вопросы обучения русскому языку в подготовительной к школе группе в якутских детских садах».
3.Пособие Егоровой С.П. «Занятия по русскому языку для воспитателей подготовительной группы якутских детских садов ».
4.Пособие Гоголевой С.В. Егоровой Е.И. «Обучение связной русской речи в якутских детских садах».
5.Пособие Гоголевой С.В. «Обучение русскому языку в якутских детских садах».
6.Программа «Русский язык для старших групп национальных детских садов РСФСР».
7.Программа «Тосхол. Русский язык для якутских детских садов».
Методические принципы обучения русскому языку
1.Коммуникативный принцип обучения русскому языку.
2.Когнитивный принцип обучения русскому языку.
3.Личностный принцип обучения русскому языку.
4.Принцип доминирующей роли игры в обучении русскому языку.
5.Принцип учета родного языка при овладении русским как вторым.
6.Специальные принципы обучения русскому языку (Фонетика, лексика, грамматика, диалогическая и монологическая речь).
Методы и приемы обучения русскому языку в якутских детских садах
1.Наглядные методы и приемы обучения.
2.Словесные методы и приемы обучения.
3.Игровые методы и приемы обучения.
Роль игры в обучении русскому языку
1. Фонетические игры.
2.Грамматические игры.
3.Лексические игры.
4.Подвижные и хороводные игры.
Психолого-педагогические основы преподавания русскому языку
1.Проблемы детского двуязычия.
2.Типы двуязычия.
3.Психологические основы обучения русскому языку.
4.Этнопсихологические основы обучения русскому языку .
5.Педагогические основы обучения русскому языку.
Русский фольклор как средство обучения русскому языку в якутских детских садах.
1.Формирование фразеологической картины мира на занятиях.
2.Формирование языковой картины мира на основе загадок.
3.Формирование языковой картины мира на основе пословиц и поговорок.
4.Формирование языковой картины мира на основе потешек и прибауток.
Темы рефератов и сообщений
Методика обучения детей русскому языку как второму
1.Методика работы над произношением.
2.Методика обучения лексике.
3.Методика обучения грамматике.
4.Методика обучения связной речи.
Методика обучения связной русской речи
1.Обучение монологической русской речи.
2.Обучение диалогической русской речи.
3.Формы обучения детей русскому языку.
4.Средства обучения детей русскому языку.
Проблемы преемственности обучения русскому языку в ДОУ ив начальной школе
1.Содержание обучения русскому языку в 1 классе якутской школы.
2.Формы и методы преемственности в работе по обучению русскому языку в детском саду и в 1 классе школы.
3.Связь детского сада с семьей в вопросах по обучению русскому языку как второму.
Билеты для зачёта с оценкой
Билет 1.
1.Современные проблемы детского билингвизма.
2.Особенности якутской народной сказки.
3.Практическое задание.
Билет 2.
1.Структура и содержание пособия Гоголевой С.В., Егоровой Е.И. «Обучение связной русской речи в якутских детских садах».
2.Детская художественная литература как средство обучения русскому языку.
3.Практическое задание.
Билет 3.
1.Специфика фонетики, лексики и грамматики якутского и русского языков. Интерференция и транспозиция.
2.Формы работы в обучении русскому языку в якутских детских садах.
3.Практическое задание.
Билет 4.
1.Методика обучения русской диалогической речи в якутских детских садах.
2.Программа «Русский язык в национальных детских садах РСФСР» (1987г.).
3.Практическое задание.
Билет 5.
1.Дидактическая игра «Найди ряд».
2.Особенности русской народной сказки.
3.Практическое задание.
Билет 6.
1.Психологические основы формирования двуязычия по И.А.Зимней.
2.Грамматические игры как метод обучения правильной русской речи в якутских детских садах.
3.Практическое задание.
Билет 7.
1.Специфика грамматического строя якутского и русского языков.
2.Ролевые игры. Литературные игры. Подвижные игры.
3.Практическое задание.
Билет 8.
1.Особенности словарного состава якутского и русского языков.
Заимствованные слова. Якутизмы.
2.Обучение детей русской монологической речи. Средства межфразовых связей.
3.Практическое задание.
Билет 9.
1.Раскрыть структуру и содержание пособия Самсоновой Т.П. «Занятия по русскому языку в якутских детских садах».
2.Наглядные методы обучения русскому языку. Картины якутских и российских художников.
3.Практическое задание.
Билет 10.
1.Сопоставление малых жанров устного народного творчества якутского и русского народов.
2.Структура и содержание 1 квартала пособия Величук А.П., Бажановой Е.А. «Занятия по русскому языку в национальных детских садах РСФСР».
3.Практическое задание.
Билет 11.
1.Методические принципы обучения русскому языку как второму.
Определение коммуникативного, личностного, когнитивного принципов по Леонтьеву.
2.Игровые методы обучения. Фонетические игры.
3.Практическое задание.
Билет 12.
1.Изучение умений владения русской речью к началу организованного обучения ( произношение, аудирование, лексика).
2.Анализ пособия Егоровой С.П. «Занятия по русскому языку в подготовительной группе».
3.Практическое задание.
Билет 13.
1. Структура и содержание 2 квартала пособия Величук А.П., Бажановой Е.А. «Русский язык в национальных дошкольных учреждениях РСФСР».
2. Лексические игры.
3. Практическое задание.
Билет 14.
1.Специфика фонетики якутского и русского языков.
2.Лексические игры.
3.Практическое задание.
Билет 15.
1.Методика обучения звуковому строю русского языка.
2.Грамматические игры.
3.Практическое задание.
Билет 16.
1.Методика обучения лексическому строю русского языка.
2.Игры по обучению связной русской речи.
3.Практическое задание.
Билет 17.
1.Анализ пособия Гоголевой С.В. «Обучение русскому языку в якутских детских садах».
2.Художественные миниатюры В.А.Сухомлинского как средство обучения связной русской речи.
3.Практическое задание.
Билет 18.
1.Анализ пособия Гоголевой С.В. «Дидактические игры».
2.Методика обучения монологической связной речи. Средства межфразовых связей.
3.Практическое задание.
Билет 19.
1.Этнопсихологические принципы обучения русскому языку как второму (В.С.Мухина).
2.Психолингвистика и обучение второму языку.
3.Практическое задание.
Билет 20.
1.Принципы обучения русскому языку как второму ( М.Н.Скалкин ).
2.Структура и содержание 3 квартала пособия Величук А.П., Бажановой Е.А. «Занятия по русскому языку в национальных дошкольных учреждениях РСФСР».
3.Практическое задание.
Билет 21.
1.Сопоставление малых жанров фольклора якутского и русского народов.
2.Морфология волшебной сказки (В.Пропп).
3.Практическое задание.
Билет 22.
1.История развития билингвологии.
2.Специфика фольклора. Фольклор и литература. Фольклор и этнография.
3.Практическое задание.
Билет 23.
1.Детское двуязычие.
2.Отражение межэтнических процессов в фольклоре. Взаимодействие русских и якутских сказок.
3.Практическое задание.
Билет 24.
1.Особенности характера якутского и русского народа. Этнопсихологические
принципы обучения русскому языку как второму.
2.Формирование языковой картины мира дошкольников на основе ознакомления с якутскими и русскими загадками .
3.Практическое задание.
Билет 25.
1.Формирование языковой картины мира на основе ознакомления с фразеологизмами.
2.Рассказы о животных как средство обучения русскому языку в ДОО.
3.Практическое задание.
6.3. Процедура проведения промежуточной аттестации
Для контроля усвоения дисциплины «Методика обучения русскому в ДОО» предусмотрен зачет с оценкой с целью определения качества усвоения лекционного материала и владения практическими навыками по пройденной дисциплине. Также данная дисциплина является опорной для успешного прохождения учебной и производственной (педагогической) практик
Бакалавру необходимо выполнить задания, демонстрирующие ПК 2 - способен организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства. Контрольными заданиями являются защита реферата, выступление с презентацией, тест, защита проекта.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
№ |
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов |
Наличие грифа, вид грифа |
Кол-во экземпляров в библиотеке СВФУ |
Кол-во экземпляров в кафедральной библиотеке |
Основная литература |
||||
1 |
Под ред. Р.Б. Сабаткоева. Теория и практика обучения русскому языку. Учебное пособие. М.:Академия, 2007
|
УМО |
15 |
|
2 |
Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие. М.:Кнорус, 2007
|
УМО |
9 |
|
3 |
Зиновьева Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку. Учебное пособие. М.:Академия, 2007
|
УМО |
53 |
|
Дополнительная литература
|
||||
1 |
Гоголева С.В. Методика преподавания русского языка в якутских дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие. Я.: ИРО доп., 2001
|
|
4 |
|
2 |
Гоголева С.В. Обучение связной русской речи в якутских детских садах. Учебное пособие. Я.: ЯКИ МО РС(Я), 2004
|
|
5 |
|
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее сеть-Интернет), необходимых для освоения дисциплины
Ресурсы:
1.www.rsl.ru - Российская государственная библиотека
2.http://elibrary.ru/ -научная электронная библиотека
3.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php - Библиотека Гумер, раздел педагогика
http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/vek03/1903_preamb.htm Век образования - предлагаются статьи о жизни и деятельности известных педагогов, о различных учебных заведениях, педагогические высказывания и фразы педагогов двадцатого столетия
4.http://elib.gnpbu.ru/ (сайт НПБ им К.Д. Ушинского) - академическая библиотека по педагогике и психологии. Библиотека представляет собой многофункциональную, полнотекстовую информационно-поисковую систему, обеспечивающую сбор, хранение и распространение информации в интересах научно-педагогических исследований и образования.
5.http://pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека - содержит большое количество полнотекстовой литературы по педагогике и ее прикладным отраслям
6.http://intellect-invest.org.ua/rus/actual_info/ - Портал современных педагогических ресурсов - библиотека Портала содержит книги и брошюры педагогической, психологической, философской, культурологической направленности
7.http://edu.rin.ru/preschool/index.html - журнал «Дошкольное образование
8.http://www.kindereducation.com - журнал «Дошколенок»
9. http://www.detskiysad.ru - журнл «Детский сад.ру
10.http://detsad-journal.narod.ru/index.htm - журнал «Детский сад от А до Я»
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
«Методика обучения русского языка в ДОО»
№№ |
Наименование оборудованных учебных кабинетов |
Перечень оборудования и технических средств обучения |
1. |
Лекционные аудитории |
Средства звуковоспроизведения и мультимедийные комплексы для презентаций, проектор мультимедийный, ноутбук, колонки |
2. |
Учебные кабинеты для практических занятий (семинаров) |
Учебные рабочие места, наглядные пособия |
3. |
Библиотека |
Каталожная система библиотеки |
4. |
Читальный зал библиотеки |
Рабочие места с ПК - для обучения работе с индексирующими поисковыми системами в Интернете |
Минимальный необходимый для реализации образовательного процесса перечень материально-технического обеспечения включает в себя: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
10.1. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются следующие информационные технологии:
·использование на занятиях электронных изданий (чтение лекций с использованием слайд-презентаций, электронного учебного пособия);
·использование специализированных и офисных программ, информационных (справочных) систем;
·организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты
10.2. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение пакетов MSWORD, MSPowerPoint,
10.3. Перечень информационных справочных систем
Доступ осуществляется через электронную научную библиотеку СВФУ
Электронная библиотека диссертаций www.diss.rsl.ru
НЭБ http://elibrary.ru/ -научная электронная библиотека
ЭБС Университетская библиотека онлайнwww.biblioclub.ru
ЭБС IPRbooks www.iprbookshop.ru
ЭБС "Лань http://www.e.lanbook.com
ЭБС "ЮРАЙТ" www.biblio-online.ru
Антиплагиат.вуз http://s-vfu.antiplagiat.ru/index.aspx
КонсультанПлюс http://www.consultant.ru/
БД Web of Science http://webofknowledge.com
БД Scopus компании ELSEVIERB.Vwww.scopus.com