Примерные контрольные задания (вопросы) для промежуточной аттестации

Коды оцениваемых компетенций

Оцениваемый показатель (ЗУВ)

Тема

Образец типового задания (вопроса)

ПК 2 - Способен организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: основные положения и концепции в области педагогической риторики и иметь представление о сущности, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению учителя в различных коммуникативно-речевых ситуациях.

Уметь: применять полученные знания в профессиональной педагогической и других видах деятельности в области риторической коммуникации.

Владеть: основными методами и приемами практической работы в области целенаправленной, эффективной, результативной и оптимальной коммуникации в сфере педагогической деятельности; основами профессиональной этики и речевой культуры.

Риторика как предмет изучения

1. Проанализируйте определения риторики в различных учебниках и учебных пособиях. Что в них общего и различного? Какие из них наиболее полно отражают сущность и задачи риторики?

2. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Сделайте вывод о характере речевого идеала русского народа.

3. Проанализируйте речевое поведение окружающих, однокурсников, тележурналистов. Соответствует ли оно требованиям русского риторического идеала?

4. Как вы понимаете смысл одной из частей определения риторики - "эффективное, целесообразное, гармонизирующее общение”?

5. В чем заключаются основные особенности современного этапа развития риторики?

6. Назовите основные функции общения. Приведите примеры их реализации в различных ситуациях общения.

7. Как в различных словарях (толковом, психологическом, педагогическом и др.) толкуется значение слова "общение”. Что общего и различного в толковании этого понятия?

8. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Какие постулаты общения в них сформулированы?

9. Проанализируйте характер речевого поведения окружающих в различных ситуациях. Какие уровни общения проявляются в этих ситуациях?

10. В чем специфика педагогического общения? Сформулируйте постулаты общения, которыми должен, с вашей точки зрения, руководствоваться учитель.

11. Назовите педагогические стили общения. Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении?

12. В чем заключается и как проявляется гармонизирующее общение в педагогической деятельности?

13. Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется?

14. Что такое коммуникативные качества речи? Приведите примеры речевых ошибок, связанных с нарушением требований точности, богатства, выразительности, правильности и т. п. речи.

15. Проанализируйте характер использования "языка внешнего вида” (жесты, мимика, телодвижения, поза и т. п.) в деятельности одного из преподавателей (учителей). Определите функции жестов, которые им используются.

16. Какие качества голоса являются профессионально значимыми для учителя? Проанализируйте свойства своего голоса. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к голосу учителя?

17. Раскройте содержание следующих понятий: интонация, интонационные единицы, интонема.

18. Назовите основные интонационные стили. Приведите примеры их реализации в речи (в речи учителя).

Риторическая деятельность учителя.

 

1. Опишите, как вы слушаете лекцию. Совпадает ли ваш опыт слушания с характером (спецификой) этого вида речевой деятельности?

2. Назовите признаки хорошего, зрелого чтения. Проанализируйте, как протекает процесс чтения учебной литературы в вашей практике. Умеете ли вы читать?

3. Проанализируйте следующее высказывание. О каких свойствах и видах чтения в нем говорится?

"Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея - предложениями, писателя Теккерея - абзацами, а детективы Конан Дойла - страницами”.

(Лаборатория развития образования, г. Хьюстон)

4. Назовите общие и различные свойства устной и письменной речи. В чем заключается основное отличие устной речи от письменной?

5. Всем известно выражение "И говорит, как пишет”. Хорошо это или плохо?

6. Назовите основные этапы создания письменного текста. Как этот процесс происходит в вашей речевой практике?

7. Посмотрите в словарях, как трактуются понятия "текст” и "дискурс”. Что общего в содержании этих понятий? В чем их различие?

8. Что такое риторический канон? Назовите его основные этапы. Сопоставьте содержание риторического канона (риторика) и этапов речевой деятельности (психолингвистика, теория речевой деятельности). Чем отличаются эти подходы к описанию процесса создания текста? Что в них общего?

9. Цицерон утверждал: "Перо - лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия”. Как вы понимаете смысл этого высказывания?

10. Каким образом различные виды речевой деятельности взаимодействуют друг с другом в процессе общения? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

 

Основы мастерства публичного выступления

 

1. В чем заключается нравственный долг оратора? Какое значение приобретает это понятие в современных условиях?

2. Размышляя о качествах оратора, Цицерон писал: "...Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев”.

О каких свойствах личности оратора, обеспечивающих эффективность публичного выступления, говорит Цицерон?

3. Раскройте содержание важнейших риторических категорий - "этос”, "пафос”, "логос”. Приведите примеры их реализации.

4. Назовите основные способы (средства) развития ораторских способностей. Составьте для себя памятку "Что я должен сделать, чтобы стать хорошим оратором”.

5. Назовите отличительные признаки информирующей, агитирующей и информирующей речей?

6. Как сделать интересной информирующую речь?

7. Слушая учебную лекцию (по любому предмету), проанализируйте, какие средства популяризации информации использует преподаватель.

8. Назовите основные приемы установления контакта с аудиторией в процессе публичного выступления. Как определить, есть у оратора контакт с аудиторией или нет?

9. Раскройте содержание понятий "спор”, "полемическое мастерство”.

10. Что общего в содержании следующих понятий: "дискуссия”, "полемика”. "дебаты”. "диспут”? Чем эти понятия отличаются друг от друга?

11. Перечислите основные требования к поведению полемистов. Какие из них наиболее актуальны в современных условиях?

12. Охарактеризуйте доказательство как логическую операцию.

13. Какие полемические приемы используются в споре (в ходе дискуссии)? К каким из них вы прибегаете в ситуации спора?

14. Перечислите основные уловки, к которым прибегают недобросовестные полемисты? Почему они вынуждены использовать нечестные приемы?

15. Проанализируйте речевое поведение телеведущих в дискуссионных программах ("Глас народа”, "Национальный интерес” и т. п.). Соответствует ли это поведение требованиям риторики и культуры речи?

16. Что такое эпидейктическая речь? Какова ее основная функция? Приведите примеры удачной эпидейктической речи.

17. Описывая законы эпидейктической речи, Аристотель говорил: "Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное или постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения”. Что, по вашему мнению, имел в виду Аристотель, говоря о "прочих соображениях”, связанных с целью эпидейктической речи?

Профессионально значимые для учителя речевые жанры

1. Назовите основные функции устных и письменных педагогических жанров.

2. Охарактеризуйте коммуникативно-речевые (учебно-речевые) ситуации, в которых реализуются основные профессионально значимые речевые жанры.

3. Какую роль в профессиональной деятельности учителя играют такие жанры, как письма, биография и автобиография, характеристика?

6. Назовите основные требования к диалогической речи учителя в различных ситуациях его профессиональной речи.

7. Охарактеризуйте объяснительный монолог учителя как жанр профессиональной речи (профессионального общения).

8. Как сделать объяснение педагога интересным?

9. Как нужно готовиться к созданию объяснительного монолога (к объяснению нового материала)?

10. Как подводить итоги ООД? Что и как должен сказать педагог в обобщающей речи в ситуации подведения итогов?

Педагогический речевой (педагогико-риторический)

идеал

 

1. Как вы понимаете содержание понятия "педагогический речевой идеал” ("педагогико-риторический идеал”)?

2. В чем заключается и как проявляется специфика педагогического речевого идеала?

3. Назовите основные принципы педагогического общения, которые непосредственно связаны с понятием "педагогический речевой идеал”.

4. В чем проявляется принцип гармонизирующего педагогического общения в деятельности учителя?

5. А. К. Михальская в учебном пособии "Педагогическая риторика” называет учителя "магистром” культурных традиций и ценностей”. Как вы понимаете смысл этого выражения? Какую роль в достижении этого профессионального уровня играет знание законов риторики?

 

 

Промежуточные контрольные вопросы и задания

Модуль 1.

1. Проанализируйте определения риторики в различных учебниках и учебных пособиях. Что в них общего и различного? Какие из них наиболее полно отражают сущность и задачи риторики?

2. Какую роль в развитии риторики сыграла античная культура?

3. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Сделайте вывод о характере речевого идеала русского народа.

4. Проанализируйте речевое поведение окружающих, однокурсников, тележурналистов. Соответствует ли оно требованиям русского риторического идеала?

5. Как вы понимаете смысл одной из частей определения риторики - "эффективное, целесообразное, гармонизирующее общение”?

6. Нужны ли риторические знания учителю?

7. В чем заключаются основные особенности современного этапа развития риторики?

8. Каково соотношение общей и частных риторик?

9. Что изучает педагогическая риторика?

10. Назовите основные функции общения. Приведите примеры их реализации в различных ситуациях общения.

11. Как в различных словарях (толковом, психологическом, педагогическом и др.) толкуется значение слова "общение”. Что общего и различного в толковании этого понятия?

12. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Какие постулаты общения в них сформулированы?

13. Проанализируйте характер речевого поведения окружающих в различных ситуациях. Какие уровни общения проявляются в этих ситуациях?

14. В чем специфика педагогического общения? Сформулируйте постулаты общения, которыми должен, с вашей точки зрения, руководствоваться учитель.

15. Назовите педагогические стили общения. Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении?

16. В чем заключается и как проявляется гармонизирующее общение в педагогической деятельности?

17. Чем речевая деятельность отличается от других видов деятельности?

18. Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется?

19. Что такое коммуникативные качества речи? Приведите примеры речевых ошибок, связанных с нарушением требований точности, богатства, выразительности, правильности и т. п. речи.

20. Проанализируйте характер использования "языка внешнего вида” (жесты, мимика, телодвижения, поза и т. п.) в деятельности одного из преподавателей (учителей). Определите функции жестов, которые им используются.

21. Какие качества голоса являются профессионально значимыми для учителя? Проанализируйте свойства своего голоса. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к голосу учителя?

22. Раскройте содержание следующих понятий: интонация, интонационные единицы, интонема.

23. Назовите основные интонационные стили. Приведите примеры их реализации в речи (в речи учителя).

24. Что общего в понятиях "индивидуальный стиль” и "индивидуальный стиль речи учителя”? В чем отличие этих понятий?

Модуль 2

1. Что общего и что различного в таких видах речевой деятельности, как слушание и чтение?

2. Опишите, как вы слушаете лекцию. Совпадает ли ваш опыт слушания с характером (спецификой) этого вида речевой деятельности?

3. Назовите признаки хорошего, зрелого чтения. Проанализируйте, как протекает процесс чтения учебной литературы в вашей практике. Умеете ли вы читать?

4. Проанализируйте слдующее высказывание. О каких свойствах и видах чтения в нем говорится?

"Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея - предложениями, писателя Теккерея - абзацами, а детективы Конан Дойла - страницами”.

(Лаборатория развития образования, г. Хьюстон)

5. Назовите общие и различные свойства устной и письменной речи. В чем заключается основное отличие устной речи от письменной?

6. В чем отличие понятий "устная речь”, "разговорная речь”, "устная озвученная речь”?

7. Всем известно выражение "И говорит, как пишет”. Хорошо это или плохо?

8. Назовите основные этапы создания письменного текста. Как этот процесс происходит в вашей речевой практике?

9. Посмотрите в словарях, как трактуются понятия "текст” и "дискурс”. Что общего в содержании этих понятий? В чем их различие?

10. Что такое риторический канон? Назовите его основные этапы. Сопоставьте содержание риторического канона (риторика) и этапов речевой деятельности (психолингвистика, теория речевой деятельности). Чем отличаются эти подходы к описанию процесса создания текста? Что в них общего?

11. Цицерон утверждал: "Перо - лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия”. Как вы понимаете смысл этого высказывания?

12. Каким образом различные виды речевой деятельности взаимодействуют друг с другом в процессе общения? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

Модуль 3

1. В чем заключается нравственный долг оратора? Какое значение приобретает это понятие в современных условиях?

2. В чем заключается сущность красноречия?

3. Размышляя о качествах оратора, Цицерон писал: "...Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев”.

О каких свойствах личности оратора, обеспечивающих эффективность публичного выступления, говорит Цицерон?

4. Раскройте содержание важнейших риторических категорий - "этос”, "пафос”, "логос”. Приведите примеры их реализации.

5. Назовите основные способы (средства) развития ораторских способностей. Составьте для себя памятку "Что я должен сделать, чтобы стать хорошим оратором”.

6. Назовите отличительные признаки информирующей, агитирующей и информирующей речей?

7. Как сделать интересной информирующую речь?

8. Слушая учебную лекцию (по любому предмету), проанализируйте, какие средства популяризации информации использует преподаватель.

9. Назовите основные приемы установления контакта с аудиторией в процессе публичного выступления. Как определить, есть у оратора контакт с аудиторией или нет?

10. Раскройте содержание понятий "спор”, "полемическое мастерство”.

11. Что общего в содержании следующих понятий: "дискуссия”, "полемика”. "дебаты”. "диспут”? Чем эти понятия отличаются друг от друга?

12. Перечислите основные требования к поведению полемистов. Какие из них наиболее актуальны в современных условиях?

13. Охарактеризуйте доказательство как логическую операцию.

14. Какие полемические приемы используются в споре (в ходе дискуссии)? К каким из них вы прибегаете в ситуации спора?

15. Перечислите основные уловки, к кторым прибегают недобросовестные полемисты? Почему они вынуждены использовать нечестные приемы?

16. Какие требования предъявляются к речевому поведению ведущего?

17. Проанализируйте речевое поведение телеведущих в дискуссионных программах ("Глас народа”, "Национальный интерес” и т. п.). Соответствует ли это поведение требованиям риторики и культуры речи?

18. Что такое эпидейктическая речь? Какова ее основная функция? Приведите примеры удачной эпидейктической речи.

19. Перечислите основные законы эпидейктической речи.

20. Описывая законы эпидейктической речи, Аристотель говорил: "Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное или постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения”.

Что, по вашему мнению, имел в виду Аристотель, говоря о "прочих соображениях”, связанных с целью эпидейктической речи?

Модуль 4

1. Назовите основные функции устных и письменных педагогических жанров.

2. Охарактеризуйте коммуникативно-речевые (учебно-речевые) ситуации, в которых реализуются основные профессионально значимые речевые жанры.

3. Какую роль в профессиональной деятельности учителя играют такие жанры, как письма, биография и автобиография, характеристика?

4. Какова роль оценочных высказываний в деятельности учителя?

5. Чем отличается педагогический диалог от других видов диалогического общения?

6. Назовите основные требования к диалогической речи учителя в различных ситуациях его профессиональной речи.

7. Охарактеризуйте объяснительный монолог учителя как жанр профессиональной речи (профессионального общения).

8. Как сделать объяснение учителя интересным?

9. Как нужно готовиться к созданию объяснительного монолога (к объяснению нового материала)?

10. Как подводить итоги урока? Что и как должен сказать учитель в обобщающей речи в ситуации подведения итогов урока?

Модуль 5

1. Как вы понимаете содержание понятия "педагогический речевой идеал” ("педагогико-риторический идеал”)?

2. В чем заключается и как проявляется специфика педагогического речевого идеала?

3. Какую роль в содержании педагогического речевого идеала играют такие категории, как истина, гармония, дружелюбие?

4. Как проявляется взаимосвязь этики и риторики в понятии "педагогический речевой идеал”?

5. Назовите основные принципы педагогического общения, которые непосредственно связаны с понятием "педагогический речевой идеал”.

6. В чем проявляется принцип гармонизирующего педагогического общения в деятельности учителя?

7. Какую роль играют похвала, порицание, оценка, одобрение в содержании понятия "педагогический речевой идеал”?

8. А. К. Михальская в учебном пособии "Педагогическая риторика” называет учителя "магистром” культурных традиций и ценностей”. Как вы понимаете смысл этого выражения? Какую роль в достижении этого профессионального уровня играет знание законов риторики?

 

6.4. Темы рефератов и сообщений

1. Риторика и этика.

2. Цицерон об ораторе.

3. Сократовский метод ведения беседы и его роль в современной педагогике.

4. Определение риторики в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона.

5. Роль риторики в подготовке специалистов.

6. Творческая индивидуальность и ее проявление в профессиональном общении.

7. Речь учителя русского языка в различных учебно-речевых ситуациях.

8. Речевое поведение современного учителя (на основе самостоятельных наблюдений, обощений, выводов).

9. "Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком”.

10. "...Кто посвящает себя истиному красноречию, тот посвящает себя мудрости” (Цицерон).

11. "Перо - лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия” (Цицерон).

12. Что такое речевой поступок.

13. Что такое общение.

14. Что значит добиться успеха в общении.

15. Что значит говорить хорошо.

16. Диалогичность как форма взаимодействия.

17. Игровые формы общения на уроке.

18. Спорить, но не ссориться - возможно ли это?

19. Искусство ставить вопросы и отвечать на них.

20. Жанр как единица речевой практики.

21. М. М. Бахтин о речевом жанре.

22. Русские пословицы о языке и речи.

23. Роль "языка внешнего вида” в речи.

24. Как проявляется индивидуальный стиль речи учителя в различных ситуациях урока (при создании профессионально значимых жанров).

25. Средства выразительности педагогической речи учителя (на примере анализа работы какого-либо учителя).

26. Этикетные особенности профессиональной речи (на примере какой-либо профессии).

27. "Технология общения - это прежде всего средство реализации личности учителя в его профессиональной деятельности” (А. А. Леонтьев).

28. Учитесь слушать других.

29. Почему возникает иллюзия понимания читаемого текста (книги).

30. Как говорить, чтобы тебя слушали.

31. Что такое объяснение и зачем надо объяснять.

32. Монолог и диалог в профессиональной деятельности (на примере какой-либо профессии).

33. Особенности учебно-научной речи учителя.

34. "Поэтами рождаются, ораторами делаются” (Цицерон).

35. Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль (К. Д. Ушинский).

36. Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить (Гораций).

37. Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Гегель).

 

 

Вопросы к зачету

1.Риторика как наука и искусство.

2. Античная риторика. Пятичленное деление риторики.

3.Византийская риторика. Средневековая риторика.

4.Отличия Средневековой риторики от риторики эпохи Возрождения. Риторика периода реформаций.

5.Квалификация видов красноречия на современном этапе.

6.Этапы развития риторики в России (Макарий Прокопович),.

7.Речь и виды речи. Понятие культуры речи. Какие аспекты входят в понятие культура речи.

8. Логические, психологические и коммуникативные основы ораторской речи.

9.Коммуникативный аспект культуры речи - выразительность речи (перечислить все тропы и фигуры речи).

10.Школы риторики и красноречия в Древней Греции и Риме (Цицерон, Аристотель, Квинтилиан).

11.Риторика М.В. Ломоносова

12.Речевой этикет. Факторы, определяющие формирование речевого этикета.

13.Факторы, определяющие коммуникативную ситуацию.

14.Понятие речевого воздействия в широком и узком смысле.

15.Перечислить инструменты речевого воздействия.

16.Какие группы слов относятся к литературной и нелитературной лексики.

17.Понятия разговорных слов и нейтральной лексики. Привести примеры. Где возможно их употребление, а в каких случаях их употребление не возможно.

18.Понятия диалектизмов и профессионализмов. Привести примеры. Где возможно их употребление, а в каких случаях их употребление не возможно. Современные представления о риторике.

19.Типы аудитории и типы ораторов.

20.Понятие жаргона. Особенности молодежного жаргона. Где возможно его употребление, а в каких случаях его употребление не возможно.

21.Понятие сленга. Где возможно его употребление, а в каких случаях его употребление не возможно.

22.Речевое воздействие в широком и в узком смысле слова. Перечислить инструменты речевого воздействия.

23.Понятие слогана. Функции, классификация слогана. Требования к слогану.

24.Советы, которые могут предотвратить возникновение конфликта при общении.

25.Рекомендации рационального использования телефона.

26.Понятие невербального общения.

27. Жесты - регуляторы.  Влияние жестов прикосновения на общение.

28.Роды и виды красноречия

29.Сигналы, выдающие неискренность, обман. Физиологические симптомы лжи собеседника.

30.Сигналы, выдающие неискренность, обман. Мимика и жестикуляция при неискренности.

31.Сигналы, выдающие неискренность, обман. Вербальные сигналы, выдающие ложь.

32.Психологические трудности, с которыми человек сталкивается при общении.

33.Организационные принципы речевой коммуникации. Психологические принципы речевой коммуникации.

34.Характерные признаки манипулятора.

35.Обратная связь в общении.

36.Диспут, дискуссия, полемика, дебаты и прения. Их сходства и различия в стилях ведения.

37.Формально - логические законы дискуссии.

38.Тезис, правила тезиса.

39.Аргумент, правила аргументов, типы аргументов.

40. Прямое и косвенное доказательство.

41.Дедуктивное и индуктивное доказательства.

42.Общие рекомендации к корректному спору.

43.Некорректные приемы аргументации.

44.Приемы борьбы с некорректной аргументацией.

45.Что собой представляют развлекательная, информационная, воодушевляющая, убеждающая и призывающая к действию речи?

46.Схема работы над речью.

47.Что такое коммуникативное состояние оратора?

48.Основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания.

49.Логические правила построения ораторской речи. Синтаксические параметры текста.

50.Внешний облик оратора. 

Последнее изменение: Sunday, 26 April 2020, 16:00