1.1. Цель освоения и краткое содержание дисциплины

Цель освоения:  подготовка к профессиональной деятельности учителя русского языка в соответствии с последними тенденциями в теории и практике обучения русскому языку; овладение методикой преподавания русского языка в школе.

Краткое содержание дисциплины: Методика преподавания русского языка как наука: объект, предмет, цель, задачи, методы исследования. Общие вопросы методики. Цель, задачи, принципы, содержание обучения русскому языку в школе. Современные подходы к обучению русскому языку. Методы и приемы, формы и средства обучения русскому языку в школе. Классификация ошибок в устной и письменной речи учащихся. Методика развития связной речи. Методика преподавания фонетики, орфоэпии. Методика обучения русской орфографии. Методика обучения составу слова и словообразованию. Методика обучения лексике и фразеологии. Методика изучения морфологии. Методика изучения синтаксиса и пунктуации. Методика обучения культуре речи и стилистике.

1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемые результаты освоения программы (содержание и коды компетенций)

Планируемые результаты обучения по дисциплине

готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)

Знать профессиональный стандарт учителя, осознавать миссию учителя русского языка и литературы.

Уметь анализировать свою учебную и учебно-методическую деятельность.

Владеть практическими навыками анализа учебно-методической деятельности учителя.

 

готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4)

Знать нормативно-правовыми документами сферы образования, языкового школьного образования. 

Уметь анализировать нормативно-правовые документы сферы образования, языкового школьного образования. 

Владеть практическими навыками организации процесса обучения русскому языку в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования.

готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1)

Знать образовательные стандарты, действующие учебно-методические комплексы по русскому языку.

Уметь анализировать образовательные стандарты, программы по русскому языку и в соответствии с ними планировать процесс обучения русскому языку.

Владеть методиками формирования компетенций по русскому языку.

Владеть практическими навыками планирования и проведения уроков и внеклассных занятий по русскому языку в соответствии с требованиями образовательных стандартов

способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2)

 

Знать современные методы и технологии обучения русскому языку, методы и технологии диагностики компетенций, формируемых в процессе обучения русскому языку

Уметь выбирать наиболее оптимальные для данных условий методы и технологии обучения русскому языку, методы и технологии диагностики компетенций по русскому языку.

Владеть практическими навыками использования современных методов и технологий обучения русскому языку, методами и технологиями диагностики компетенций по русскому языку.

готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6)

Знать особенности различных форм организации учебно-познавательной деятельности школьников на уроках русского языка; специфику методики преподавания русского языка в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения; приемы повышения у обучающихся мотивации изучения русского языка.

Уметь выбирать оптимальные формы организации учебно-познавательной деятельности школьников, методы и приемы обучения русскому языку, стимулирования мотивации изучения русского языка в данных условиях.

Владеть методиками фронтальной, групповой индивидуальной работы.  

Владеть практическими навыками взаимодействия с участниками образовательного процесса.

 

1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Индекс

Наименование дисциплины

Семестр изучения

Индексы и наименования учебных дисциплин (модулей), практик

на которые опирается содержание данной дисциплины (модуля)

для которых содержание данной дисциплины (модуля) выступает опорой

Б1.Б.2.3

Теория и методика обучения русскому языку

 

5, 6, 7

Б1.Б.2.1. Педагогика

Б1.В.ОД.6. Основы инклюзивного образования

Б1.Б.1.10. Педагогическое речеведение

 

 

Б1.В.ДВ.13.

Современный русский язык в школьном курсе

Б1.В.ДВ.14.1.

Корректировочный курс по методике обучения русскому языку

Б1.В.ДВ.14.3.

Современные стратегии языкового образования

Б2.П1. Методическая практика

Б2.П.2. Педагогическая практика

Б2.П.3. Преддипломная практика

Б3. Государственная итоговая аттестация

 

 

 

 

 

 

1.4. Язык преподавания: русский.

2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Выписка из учебного плана:

 

Код и название дисциплины по учебному плану

Б1.Б.2.3 Теория и методика обучения русскому языку

Курс изучения

3, 4

Семестр(ы) изучения

5, 6, 7

Форма промежуточной аттестации (зачет/экзамен)

зачет,  6 семестр

экзамен, 7 семестр

Курсовой проект/ курсовая работа (указать вид работы при наличии в учебном плане), семестр выполнения

курсовая работа, 7 семестр

Трудоемкость (в ЗЕТ)

10 зет

Трудоемкость (в часах) (сумма строк №1,2,3), в т.ч.:

360 часов

№1. Контактная работа обучающихся с преподавателем (КР), в часах:

Объем аудиторной работы,

в часах

Объем работы (в часах) (1.1.+1.2.+1.3.):

184

1.1. Занятия лекционного типа (лекции)

81

1.2. Занятия семинарского типа, всего, в т.ч.:

89

- семинары (практические занятия, коллоквиумы и т.п.)

89

 

- лабораторные работы

 

- практикумы

 

1.3. КСР (контроль самостоятельной работы, консультации)

14

 

№2. Самостоятельная работа обучающихся (СРС) (в часах)

140

№3. Количество часов на экзамен (при наличии экзамена в учебном плане)

36