АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дисциплины
Б1.В.ОД.2.3 Физическая география материков и океанов
Трудоемкость 6 з.е.
1.1. Цель освоения: изучение физической географии материков и океанов, познание общих планетарных и материковых закономерностей возникновения, развития, распространения природных ландшафтов; выработка у будущих бакалавров представлений о направлениях и интенсивности антропогенной трансформации ландшафтов в различных природных структурах суши земного шара, о тех геоэкологических последствиях, которые обусловлены хозяйственным освоением природных геосистем.
Программа дисциплины базируется на знаниях, полученных в процессе изучения ряда основных отраслевых физико-географических дисциплин, и является гармоничной составляющей комплекса соответствующих учебных программ.
Краткое содержание дисциплины Физическая география материков и океанов включает в себя освоение системы основных научных знаний о физической географии материков океанов, общих закономерностей физико-географических явлений и процессов на материках и океанах.
Общие особенности материковой суши, сравнительная характеристика отдельных материков. Географические пояса. Секторность. Природные зоны, классы, подклассы и группы и ландшафтов. Региональные проявления географической зональности на различных материках. Понятие «гипотетический материк», отражение на нем основных закономерностей структуры природных и измененных хозяйственной деятельностью ландшафтов. Особенности современного состояния природной среды: истощение природных ресурсов, нарушение систем жизнеобеспечения, загрязнение окружающей среды, деградация ландшафтов; их проявление в различных регионах земного шара. Основные принципы физико-географического районирования материков.
Обзор природных особенностей материков, обусловленные географическим положением, размерами, устройством поверхности. Сложность природной структуры и индивидуальность ландшафтного строения. Внутриматериковые и региональные различия.
Разнообразие природных факторов, формирующих разнообразие современных ландшафтов материков: географического положения, истории развития природной среды, морфоструктурных, литологических и геоморфологических особенностей, климата, почвенно-растительного покрова, а также хозяйственного воздействия человека на среду.
Природно-ресурсный потенциалом крупных регионов суши и Мирового океана, его современное освоение. Глобальные геоэкологические проблемы, возникшие в ходе антропогенного воздействия на природную среду материков и Мирового океана.
1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Наименование категории (группы) компетенций |
Планируемые результаты освоения программы (код и содержание компетенции) |
Индикаторы достижения компетенций |
Планируемые результаты обучения по дисциплине |
Оценочные средства |
Системное и критическое мышление |
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1. Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие УК-1.2. Обосновывает выбор метода поиска и анализа информации для решения поставленной задачи УК-1.3. При обработке информации формирует собственные мнения и суждения на основе системного анализа, аргументирует свои выводы и точку зрения УК-1.4.Предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки |
Иметь представление/ знать: - общие закономерности и факторы пространственной физико-географической дифференциации и их отражение в разнообразии природно-территориальных комплексов материков и океанов (ПТК); - особенности системного и критического мышления; - правила доказательства и опровержения суждений в научной, профессиональной и повседневной практике. Уметь: - выбирать информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей; - оценивать соответствие выбранного информационного ресурса критериям полноты и аутентичности; - систематизировать обнаруженную информацию в соответствии с требованиями и условиями поставленной задачи; - выявлять системные связи между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы; - находить, критически анализировать и контекстно обрабатывать информацию, необходимую для решения поставленной задачи; - применять философский и общенаучный понятийный аппарат и методы в профессиональной деятельности. Владеть: - методами поиска, критического анализа и синтеза информации методом системного подхода для решения поставленных задач; - навыками аргументации выводов и суждений, в том числе с применением философского понятийного аппарата. |
Вопросы экзамена (в том числе в тестовом формате); участие в семинарских занятиях; контрольные работы; разработки планов-конспектов уроков, выполнение практических и лабораторных работ |
Разработка основных и дополнительных образовательных программ |
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) |
ОПК-2.1. Анализирует программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. ОПК-2.2. Обосновывает выбор метода поиска и анализа информации основных и дополнительных образовательных программ ОПК-2.3. Способен использовать нормативные документы, оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности. |
Знать: -основные природные закономерности, определяющие формирование и трансформацию ландшафтов материков Земли; -региональную специфику природы материков; -основные подходы к пространственному анализу геоэкологических проблем на суше и в океане; - географическую номенклатуру. Уметь: - анализировать разнообразную картографический материал по физической географии материков и океанов, литературу и научные публикации по данному направлению с целью выявления особенностей физико-географического положения материков и океанов; - собирать и анализировать информацию из научной литературы и ГИС-технологий. Владеть: - методами научного познания в географии |
|
Научные основы педагогической деятельности |
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе социальных научных знаний |
1.1.Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области 1.2.Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки, применяя специальные научные знания в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области |
Знать: - научные основы физической географии материков и океанов; - методы научного исследования в предметной области; Уметь: - анализировать методы научных исследований в целях решения исследовательских и практических задач физической географии материков и океанов; - использовать специальные научные знания; представлять результаты исследовательских работ, научных публикаций и в виде докладов. Владеть: - приёмами поиска и анализа научных данных физической географии материков и океанов. |
|
Методическая деятельность |
ПК 2 - Способен осуществлять обоснованный отбор компонентов предметной среды в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. |
ПК - 2.1. Демонстрирует знание закономерностей отбора содержания, методов, форм организации, средств обучения и современных образовательных технологий. ПК - 2.2. Демонстрирует знание требований к организации материально-технической базы школьных предметов «Биология» и «Химия». ПК - 2.3. Способен разрабатывать элементы основной образовательной программы общеобразовательного учреждения в преподаваемой предметной области в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования. ПК - 2.4. Готов к применению рабочих программ урочной и внеурочной деятельности, методических разработок и дидактических материалов. |
Знать: - фундаментальное ядро содержания предмета «Физической географии материков и океанов»; - классификацию и закономерности отбора методов исследования физической географии материков и океанов; Уметь: - составлять план конспекта, разрабатывать содержание и осуществлять отбор материала для докладов по физической географии материков и океанов. Владеть: - материалом дисциплины физическая география материков и океанов, позволяющем формулировать и решать задачи, возникающие в ходе учебной деятельности по географии. |
1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП
Индекс |
Наименование дисциплины (модуля), практики |
Семестр изучения |
Индексы и наименования учебных дисциплин (модулей), практик |
|
на которые опирается содержание данной дисциплины (модуля) |
для которых содержание данной дисциплины (модуля) выступает опорой |
|||
Б1.В.ОД.2.3 |
Физическая география материков и океанов |
Б1.О.24.01Геология с основами геохимии Б1.О.24.04 Физическая география России Б1.О.24.07 Землеведение Б1.О.24.12 Метеорология и климатология Б1.О.24.13 Гидрология |
Б1.О.17 Теория и методика обучения географии Б1.В.ДВ.11.01 Основные разделы географии и методика их изучения Б1.О.25.05 Охрана природы и рациональное природопользование Б1.О.19 Современные образовательные технологии Б1.В.ДВ.12.02 Мерзлотоведение Б1.О.18 Теория и методика обучения экологии Б1.В.ДВ.12.01 Биогеография |
1.4. Язык преподавания: русский
- Учитель: Балаценко Мария Ионовна