1. АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дисциплины
Б1.В.ОД.9 Менеджмент в социокультурной сфере
Трудоемкость 144 часов, 4 з.е.
1.1. Цель освоения и краткое содержание дисциплины
Цель освоения: формирование способности применять культурологическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике, заложить основу для свободного владения теориями, категориями и методами, связанными с изучением культурных форм и процессов, изучения различных видов культурных объектов в разных контекстах и взаимосвязях.
Краткое содержание дисциплины:
1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результаты освоения программы (содержание и коды компетенций) |
Планируемые результаты обучения по дисциплине |
способность применять культурологическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике (ОПК-2);
готовность к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в планировании, разработке, документационном обеспечении и запуске инновационных проектов (ПК-6); способность разрабатывать проекты с учетом конкретных технологических, эстетических, экономических параметров (ПК-9); |
Знать основы менеджмента в сфере культуры и искусства, влияние особенностей услуг и продукции социокультурной сферы на менеджмент проектов в сфере культуры и искусства. Уметь разрабатывать проекты с учетом конкретных технологических, эстетических, экономических параметров; Владеть навыками менеджмента в в разных сферах социокультурной деятельности, участию в планировании, разработке, документационном обеспечении и запуске проектов в сфере культуры и искусства. |
1.3. Место дисциплины в структуре
образовательной программы
Индекс |
Наименование дисциплины (модуля), практики |
Семестр изучения |
Индексы и наименования учебных дисциплин (модулей), практик |
|
на которые опирается содержание данной дисциплины (модуля) |
для которых содержание данной дисциплины (модуля) выступает опорой |
|||
Б1.Б.28. |
Менеджмент в социо-культурной сфере |
8 |
Б.1.Б.8 Экономика |
Б1.В.ОД.5. Методы и технологии социо-культурного проектирования Б1.В.ДВ.9.Проектный менеджмент |
1.4. Язык преподавания: русский.
2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Выписка из учебного плана:
Код и название дисциплины по учебному плану |
Б1.В.ОД.9 Менеджмент в социокультурной сфере |
|
Курс изучения |
4 |
|
Семестр(ы) изучения |
8 |
|
Форма промежуточной аттестации (зачет/экзамен) |
экзамен |
|
Курсовой проект/ курсовая работа (указать вид работы при наличии в учебном плане), семестр выполнения |
- |
|
Трудоемкость (в ЗЕТ) |
4 |
|
Трудоемкость (в часах) (сумма строк №1,2,3), в т.ч.: |
144 |
|
№1. Контактная работа обучающихся с преподавателем (КР), в часах: |
Объем аудиторной работы, в часах |
Вт.ч. с применением ДОТ или ЭО[1], в часах |
Объем работы (в часах) (1.1.+1.2.+1.3.): |
79 |
|
1.1. Занятия лекционного типа (лекции) |
42 |
|
1.2. Занятия семинарского типа, всего, в т.ч.: |
28 |
|
- семинары (практические занятия, коллоквиумы и т.п.) |
28 |
|
- лабораторные работы |
|
|
- практикумы |
|
|
1.3. КСР (контроль самостоятельной работы, консультации) |
9 |
|
№2. Самостоятельная работа обучающихся (СРС) (в часах) |
63 |
|
№3. Количество часов на экзамен (при наличии экзамена в учебном плане) |
2 |
3. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
3.1. Распределение часов по темам и видам учебных занятий
Тема |
Всего часов |
Контактная работа, в часах |
Часы СРС |
||||||||
Лекции |
из них с применением ЭО и ДОТ |
Семинары (практические занятия, коллоквиумы) |
из них с применением ЭО и ДОТ |
Лабораторные работы |
из них с применением ЭО и ДОТ |
Практикумы |
из них с применением ЭО и ДОТ |
КСР (консультации) |
|||
Тема 1. Понятие и основные концепции менеджмента. Частные функции социокультурного менеджмента. |
5 |
- |
4 |
- |
4 |
||||||
Тема 2. Ресурсы менеджмента в сфере культуры и искусства. |
5 |
- |
4 |
- |
1 |
4 |
|||||
Тема 3. Технология планирования и организационного обеспечения социально-культурной деятельности. |
5 |
4 |
- |
1 |
8 |
||||||
Тема 4. Культура менеджмента и организационная культура фирмы. |
5 |
4 |
- |
8 |
|||||||
Тема 5. Музейное дело и арт-бизнес. |
5 |
4 |
- |
9 |
|||||||
Тема 6. Менеджмент в сфере исполнительских искусств и кинематографии. |
5 |
4 |
- |
10 |
|||||||
Тема 7. Менеджмент в культурно-просветительной и досуговой сфере. |
5 |
2 |
- |
10 |
|||||||
Тема 8. Проектная деятельность учреждения культуры. |
7 |
2 |
1 |
10 |
|||||||
42 |
28 |
- |
63 |
3.2. Содержание тем программы дисциплины
Б1.Б.28 Менеджмент в социо-культурной сфере
|
лекции |
практ |
Тема 1. Понятие и основные концепции менеджмента. Общие функции менеджмента. Понятие менеджмента. Организация как объект управления. Внутренняя и внешняя среда организации в парадигме системного подхода. Функции менеджмента. Принципы менеджмента. Методы управления. Специфика менеджмента в сфере культуры и искусства. Государственное регулирование в сфере культуры. Характеристика системных процессов жизнедеятельности организации культуры (искусства). Направления внешнего менеджмента организации культуры (искусства).
|
5 |
4 |
Тема 2. Частные функции социокультурного менеджмента. Частные функции социокультурного менеджмента: реализация функций в области маркетинга и финансовое управление организацией. Реализация функций в области маркетинга. Финансовое управление организацией. Методы управления: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические. Мотивация. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Контроль как функция менеджмента. Проверка выполнения поставленных задач. |
5 |
4 |
Тема 3. Ресурсы менеджмента в сфере культуры и искусства. Социальный капитал. Государственно-частное партнерство. Историческая память. Культурные символы.
|
5 |
4 |
Тема 4. Технология планирования и организационного обеспечения социально-культурной деятельности. Методы планирования в социально-культурной сфере: аналитическое, нормативное планирование, Технология разработки и обеспечения реализации культурных программ. Методы анализа-SWOT, построение дерева целей и дерева решений. Roadmapping. Технология фандрейзинга в социально-культурной сфере. |
5 |
4 |
Тема 5. Культура менеджмента и организационная культура фирмы. Проблема эффективности менеджмента и управление качеством в социально-культурной деятельности. Виды и уровни анализа эффективности в социально-культурной сфере.
|
5 |
4 |
Тема 6. Менеджмент в сфере исполнительских искусств и кинематографии. Актуальные проблемы театрально-концертной сферы. Управление труппой театра. Планирование в театре. Маркетинг в театрально-концертных организациях. Менеджмент в сфере кинематографии.
|
5 |
4 |
Тема 7. Менеджмент в культурно-просветительной и досуговой сфере. Менеджмент музейного дела. Менеджмент библиотечного дела. Менеджмент в культурно-досуговой сфере. |
5 |
2 |
Тема 8. Проектная деятельность учреждения культуры: деятельностно-средовой подход. Маркетинговые стратегии учреждения культуры.
|
7 |
2 |
|
42 |
28 |
3.3. Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии
- Теоретическое обучение (лекционные и семинарские занятия);
- Практическое обучение (практическое занятие);
- Интерактивные формы:
- игровые и исследовательские (моделирование ролевых и деловых игр в группе с дальнейшим анализом их проведения )
- дискуссионные (дебаты, дискуссии, круглый стол).
4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы[1] обучающихся по дисциплине
Задания для СРС и семинарских занятий, как правило, представляют собой закрепление методотов менеджмента.
Содержание СРС
№ |
Наименование раздела (темы) дисциплины |
Вид СРС |
Трудо- емкость (в часах) |
Формы и методы контроля |
1. |
Тема 1. Понятие и основные концепции менеджмента. |
Самостоятельноая проработка инофрмационных ресурсов Интернета, ответы на вопросы |
4 |
Устные опросы; |
2. |
Тема 2. Частные функции социокультурного менеджмента. |
Подготовка к обсуждению на практическом занятии. |
4 |
Письменные и устные опросы |
3. |
Тема 3.Ресурсы менеджмента в сфере культуры и искусства. |
Подготовка выступления, проекта, работа в группах |
8 |
Устный опрос |
4. |
Тема 4. Технология планирования и организационного обеспечения социально-культурной деятельности. |
Подготовка выступления с презентацией. |
8 |
Проверка ответов пиьсменного задания |
5. |
Тема 5. Культура менеджмента и организационная культура фирмы. |
Подготовка выступления с презентацией различных методов менеджмента в счфере культуры и искусства. |
9 |
Выступление |
6. |
Тема 6. Менеджмент в сфере исполнительских искусств и кинематографии. |
Разработка дерева целей проекта в сфере культуры и искусства. |
10 |
Выступление |
7 |
Тема 7. Менеджмент в культурно-просветительной и досуговой сфере. |
Проведение SWOT анализа проектов. |
10 |
выступление |
|
Тема 8. Проектная деятельность учреждения культуры. |
Разработка проекта в сфере культуры и искусства. Проведение анализа эффективности проекта. |
10 |
Защита проекта |
|
|
63 |
|
[1] Самостоятельная работа студента может быть внеаудиторной (выполняется студентом самостоятельно без участия преподавателя - например, подготовка конспектов, выполнение письменных работ и др.) и аудиторной (выполняется студентом в аудитории самостоятельно под руководством преподавателя - например, лабораторная или практическая работа).
[1]Указывается, если в аннотации образовательной программы по позиции «Сведения о применении дистанционных технологий и электронного обучения» указан ответ «да».
- Учитель: Мултусова Светлана Семеновна
- Учитель: Попова Галина Семеновна
- Учитель: Сидорова Лена Алексеевна