Тематический план
Нормативный модуль
Теоретический модуль
Лекция знакомит студентов с предметом этноконфликтологии, знакомит с исследованиями по этносоциологии, дает представление о структуре конфликта.
Концепции этничности в современном социально-гуманитарном дискурсе. Представлены три концепции : примордиализм, инструментализм и конструктивизм
Лекция посвящена анализу теорий конфликта.
Лекция посвящена знакомству с религией, основными определениями и направлениями.
Лекция дает представление о методах конфликтологической экспертизы:
1.Картографирование конфликта (синхронный подход)2.Мониторинг или треккинг (диахронный подход)Регулирование конфликтом (conflict regulation) - предполагает деятельность на макрополитическом уровне, которая означает организацию в рамках политической системы определенных институтов, осуществление процедур и практик регуляции повторяющихся конфликтов.
Управление конфликтом (conflict management) -представляет собой форму целенаправленного влияния на различные компоненты спора и борьбы сторон на мезоуровне; «умение поддерживать отношения ниже уровня, на котором возможна угроза системы в целом» (Й.Галтунг).
- На лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
- Формы и субъекты превентивной деятельности
- Конфликтологические принципы превентивной деятельности
Практический модуль
Основное предназначение данной хрестоматии - дать возможность читателю непосредственно познакомиться с фрагментами классических и современных работ по теории и практике межэтнических отношений. Однако полно и наглядно представить различные подходы авторов по столь актуальной проблеме современности в небольшом по объему издании оказалось невозможным. Поэтому были выделены три критерия отбора текстов в хрестоматию:
во-первых, приведенные тексты должны были обрисовать ту ситуацию, которая специфична для современной России. Из этих соображений тексты зарубежных авторов были исключены, поскольку, на наш взгляд, их нецелесообразно использовать без адаптации к условиям российского общества;
во-вторых, в текстах должны были содержаться ответы на те острые и животрепещущие вопросы, которые ставятся социальной практикой в условиях современной России. Это такие актуальные вопросы, как динамика народонаселения России, конфликт этнических стереотипов и нормы межкультурного взаимодействия, сущность и типы этнополитических конфликтов, а также проблемы управления ими, сущность расизма и причины его всплеска в России;
в-третьих, учитывался также вклад авторов в становление теории и практики межэтнических отношений в России. Поскольку проблема межэтнических отношений является междисциплинарной, в хрестоматии представлены фрагменты работ представителей различных социогуманитарных наук: этнологии, политологии, социологии, культурологии, истории, психологии и конфликтологии.
Хрестоматия снабжена именным словарем-справочником, включающим сведения о ведущих представителях отечественной мысли.
В целом, предложенные фрагменты текстов позволяют познакомиться со сложностью и многоаспектностью проблемы межэтнических отношений.
См. С.83.
Аннотация. Статья посвящена использованию психолингвистического
метода в этносоциологическом исследовании. Автор исходит из теоре-
тического положения о родном языке как первичной среде функциони-
рования этнической культуры и обосновывает его материалами иссле-
дований, которые проводились под руководством автора в период с
1995 по 2013 гг. по квотной выборке населения Санкт-Петербурга. В ча-
стности, статья содержит методики, основанные на использовании рус-
ских фразеологизмов / идиом и народных пословиц, выявляющие об-
щую направленность системы ценностей, социальные установки и сте-
реотипы в сфере политических, этнических и гендерных отношений. По
мнению автора, предпочтительность психолингвистического метода со-
стоит в неочевидности «правильного» или «неправильного» ответа, что
позволяет выявить скрытую социальную рефлексию. Это предположе-
ние основано на контроле достоверности полученных результатов по-
средством иных методов и процедур.
Ключевые слова: Психолингвистический метод, универсальность, вер-
бальный текст, установка, ценность, стереотип, процедура, валидность,
социальная рефлексия.
Содержание
К. Хорни Базисный конфликт
К. Левин Типы конфликтов
К. Левин Супружеские конфликты.
Л. Козер Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях.
М. Дойч/ Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы)
В. С, Мерлин Развитие личности в психологическом конфликте .
Л. А. Петровская.О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта
А. И. Донцов, Т. А. Полозова Проблема конфликта в западной социальной психологии
Б. И. Хасан Природа и механизмы конфликтофобии
А. Г. Здравомыслов.Четыре точки зрения на причины социального конфликта
М.М.Рыбакова.Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов
Д. М. Фельдман Конфликты в мире политики
Л. И. Никовская, Е. И. Степанов Состояние и перспективы этноконфликтологии
С. И. Ерина Ролевые конфликты в управленческих процессах
М. М. Лебедева ^ Особенности восприятия при конфликте и кризисе
Е. Мелибруда Поведение в ситуации конфликта.
Дж. Г. Скотт/Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации
Н. Б. Гришина/Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов Д.Дэна 4-шаговый метод
X. Корнелиус, Ш. Фэйр Картография конфликта
У. Мастенбрук Подход к конфликту
А. А. Гостев Принцип ненасилия в разрешении конфликтов
А. Я. Анцупов.Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов
Н. И. Леонов. Номотетический и идеографический подходы в конфликтологии
Н. И. Леонов Онтологическая сущность конфликтов
Диагностический модуль
Если студент не набрал необходимых для зачета 60 баллов по дисциплине, то зачет проходит в следующем порядке:
- Эссе.
- Устная беседа по вопросам к зачету.
Фонд оценочных средств по дисциплине «Этноконфликтология»
Модуль 1. Предмет, структура и этапы развития этноконфликтологии.
Задание 1. Проведите качественный и количественный сравнительный анализ по выбранным странам.
Используя вузовские учебники по истории Нового и Новейшего времени, а также справочную и энциклопедическую литературу, попробуйте проследить действие факторов этнического плюрализма в политической истории и их результат в современном этническом составе населения трех стран из разных регионов мира на ваш выбор, например, 1) США, Россия, Китай или США, Россия, Индия; 2) Канада, ЮАР, Грузия; 3) Бельгия, Словакия и Латвия; 4) Иран, Шри-Ланка, Испания; 5) Франция, Молдова и Мексика; 6) Бурунди, Германия и Малайзия; 7) Болгария, Украина и Бирма; 8) Индонезия, Австрия, Соединенное Королевство; 9) Нигерия, Румыния и Австралия; 10) другие комбинации на ваш выбор.
Пример:
Качественный критерий:
1.Национальная политика страны, выраженная в документах. Основная концепция.
2.Какие этносы населяют? Каков их статус? Какие конфессии представлены в стране?
3.История межэтнических отношений. Конфликты и войны на основе межэтнических взаимодействий.
Количественные критерии сравнения:
Критерии сравнения
США
Россия
Китай
Площадь территории
Количество регионов
Население на 2010 г.
Количество населяющих этнических общностей
Задание 2. Парадигмы этничности.
А. Сравните основные положения трех парадигм этничности по ряду критериев, заполнив соответствующие графы в предложенной ниже табл.1.
Критерии для сравнения
Примордиализм
Инструментализм
Конструктивизм
Влияние теоретического направления классической социологии
Трактовка этнической группы
Существующие варианты подходов внутри парадигмы
Трактовка этнической идентичности
Трактовка этноконфликтов
Трактовка возможностей регулирования этноконфликтов
Сильные стороны парадигмы
Слабые стороны парадигмы
Б. Попытайтесь рассмотреть ситуацию того или иного современного этноконфликта (на ваш выбор) сначала под углом зрения каждой из трех парадигм этничности. Возможно ли адекватное понимание конфликта в рамках только одной из парадигм? Попробуйте обобщить наиболее существенные, на ваш взгляд, характеристики этого конфликта с учетом положений всех трех парадигм этничности.
Задание 3. Обсуждение «рецензии» первоисточника/текста по теории и практике межэтнических отношений.
Примерный план рецензии
Список текстов для рецензии определяется заранее, исходя из целей модуля дисциплины. Объем рецензии 3-4 страницы стандартного компьютерного текста, 12 п. шрифта «Times New Roman Cyr». Оформление рецензии должно отвечать принятым стандартам: она должна включать титульный лист, введение (не более 1-2 абзацев), несколько (но не более 3-4 подразделов) и заключение. Все должны быть пронумерованы, поля обычные.
Сноски должны быть оформлены по ГОСТ http://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/Pravila%20oformleniya%20snosok.pdf
В рецензии нужно обратить внимание на ключевые термины, анализ содержания текста и применяемых методологических приемов. Показать, как применяется методологический аппарат.
Во введении кратко обосновывается актуальность избранного для рецензирования текста, может даваться (но не обязательно) краткая характеристика наиболее представительной литературы по теме текста. Основная часть рецензии структурируется проблемно либо хронологически. В основной части идентифицируется проблема и методологический подход рецензируемого автора, его сила и слабость, недостатки и достоинства текста в связи или через призму методологии. Аргументы за и против должны быть подробно обоснованы. Заключение содержит основные выводы и рекомендации по использованию текста.
Первоисточники для рецензирования:
1.Сорокин П.А. Национальный вопрос как проблема социального равенства/ Национальный вопрос в России: хрестоматия по межэтническим и межконфессиональным отношениям/ Департамент по делам народов РС(Я); [сост. Михайлова В.В. и др.] Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2012. 108 с.
2.Дьяконов И.М. Этническое самосознание и культура/ Там же.
3.Кон И.С. Психология предрассудка/ Там же.
4.Ионин Л.Г. Культурный шок: конфликт этнических стереотипов/ Там же.
5.Арутюнов С.А. Межкультурные взаимодействия/ Там же.
6.Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия/ Там же.
7.Почебут Л.Г. Принципы межкультурной коммуникации/ Там же.
8.Пешкова В.М., Рыжова С.В. СМИ в межкультурном взаимодействии/ Там же.
9.Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитические конфликты/ Там же.
10.Даен Д.В., Кузнецов И.М. Национально-культурная автономия и деятельность национально-культурных объединений как условие толератного взаимодействия власти и этнических групп/ Там же.
11.Степанова Е.А. Принципы толерантных отношений в религиозной сфере/ Там же.
Задание 4. Методы этноконфликтологии.
Составить диаграмму-схему методов, используемых в этнической конфликтологии.
Модуль 2. Анализ этноконфликта
Задание 1. Предмет и типологии этноконфликтов
А. Используя дополнительную и другую справочную литературу, попытайтесь определить предметы спора в 5-6 случаях этноконфликта (на ваш выбор)
Б. Изучите тему, посвященную специальным классификациям этноконфликтов. Заполните таблицу основных критериев и типов конфликтов, выделяемых в специальных классификациях.
Автор(ы)
Основания (критерии) классификации/типологии
Основные выделяемые типы или виды этноконфликтов
Задание 2. Знакомство со взглядами отечественных и зарубежных авторов.
Сравнить взгляды отечественных и зарубежных исследователей на специфику возникновения этнического конфликта (выбор отечественных и зарубежных исследователей - на усмотрение студента).
Задание 3. Анализ конфликта.
Используя учебное пособие «Психология конфликта. Компендиум кейсов», проанализируйте конфликты, предложенные в виде кейсов, и наметьте оптимальные пути разрешения конфликтов.
Задание 4. Анализ динамики конфликта.
1.Посмотрите мультфильм Гарри Бардина «Конфликт» (1983) или фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»».
2. Проведите анализ просмотренного фильма (мультфильма) по стадиям и фазам динамики конфликта.
3. Подготовьте сообщение по проведенному анализу.
Задание 5.Подготовка сообщения-хронологии о динамике одного из «классических» затяжных этноконфликтов современности (с конца 1960-х гг.)
А. По Вашему выбору: Северная Ирландия, Квебек (Канада), Южный Тироль в Италии, ЮАР периода апартеида, Шри-Ланка, Кипр, Ближневосточный конфликт, Бельгия, Малайзия. Попытайтесь выделить стадии и фазы развития выбранного конфликта.
1. План действий при выполнении задания (алгоритм выполнения)
• Познакомьтесь с рекомендованной литературой и Интернет источниками, в которых можно найти материал по теме сообщения.
• Самостоятельно найдите источники, в которых можно найти интересный материал по предложенной теме.
• Составьте план сообщения. Запишите его.
• Подготовьте тезисы по каждому пункту плана.
• Подумайте, как настроить слушателей на тот материал, который вы собираетесь излагать.
• Выделите главное, что должны понять слушатели.
• Разработайте начало и конец выступления. Придумайте, как установить обратную связь со слушателями.
2. Методическая подсказка к выполнению
• При подготовке сообщения начните с определения цели своего сообщения.
• Цель определяет те вопросы, которые необходимо рассмотреть. А эти вопросы, в свою очередь задают план сообщения. Приведем пример построения плана сообщения на тему «Курдская проблема в Турции». Цель сообщения может состоять в том, чтобы раскрыть обострение курдской проблемы в современной Турции. В связи с этим план сообщения может быть следующим.
План:
1. Истоки возникновения курдской проблемы;
2. Социально-экономическое и политическое положение курдов;
3. Образование курдской рабочей партии;
4. Современное состояние и перспективы развития культуры народов Крайнего Севера;
5. Позиция турецкого правительства и взгляды политических партий Турции на курдскую проблему.
• Далее осуществляется поиск содержания по отобранным источникам для раскрытия каждого пункта плана.
• В качестве введения можно использовать некоторые данные статистики и документы. Используя метод контент-анализа, проследить развитие курдской проблемы в СМИ.
• В заключении, учитывая формулировку темы, можно обобщить всю информацию.
3. Описание ресурсов, необходимых для решения (тексты, фрагменты документов, образовательных программ и т. д.).
• Рекомендованные источники из списка основной и дополнительной литературы.
4. Критерии оценки выполнения задания.
Задание считается успешно выполненным, если:
• представлен план сообщения в письменной форме;
• план сообщения полно раскрывает содержание предложенной темы;
• в плане и в выступлении представлены ссылки на использованную литературу;
• при подготовке выступления автор использовал не менее трех источников;
• дополнительными баллами поощряется использование самостоятельно найденных источников;
• использованы приемы активизации слушателей, в частности, есть введение, заключение сообщения, интересные примеры и факты.
Б. С использованием дополнительной литературы попробуйте составить хронологию основных вех в развитии одного из этнических конфликтов 1990-х гг. на постсоветском пространстве или в Восточной Европе и попытайтесь выделить основные фазы и стадии его динамики.
Задание 6. Составление диаграммы этноконфликта.
Используя учебное пособие «Психология конфликта. Компендиум кейсов» (учеб. посо- бие / под ред. Т. И. Короткиной. -- СПб. : СПбГУП, 2016. --. 116 с.), составьте диаграмму, отражающую специфику различных этнических конфликтов в семейных отношениях. См.: https://www.gup.ru/events/news/smi/case.pdf
Задание 7. Построение визуально-картографической карты этноконфликта.
А. Попробуйте построить самостоятельно собственную визуально-графическую карту этноконфликта.
Б. Попробуйте проанализировать известный вам по литературе случай этноконфликта, используя для этого одной из карт-перечней факторов конфликтологического анализа. Выступите с кратким сообщением по результатам этой попытки факторного анализа в своей учебной группе.
Модуль 3. Менеджмент этноконфликта.
Задание 1. Сравнительная характеристика консенсусных практик.
Дайте сравнительную характеристику трех основных консенсусных практик территориального распределения власти в полиэтнических системах (региональная автономия, федерализм, кантонизация). Приведите 2-3 примера на каждый случай.
Задание 2. Подготовка сообщения.
- На основе изученной литературы и справочных материалов подготовьте сообщение о проблемах миротворческих операций ООН на Кипре, в Африке и Латинской Америке и др. странах.
- На основе изученной литературы и справочных материалов подготовьте сообщение о проблемах превентивной дипломатии в деятельности ОБСЕ в случае Эстонии и Латвии в 1993-1994 гг.
Задание 3. Деловая игра по технологиям переговоров: «Маршалы и эрлы». Предложите способы мирного регулирования и трансформации конфликта.
Задание 4.Подготовить и провести социологическое мини-исследование «Психолингвистика в социологическом исследовании».
Пословица как индикатор этнического авто- или гетеростереотипа может использоваться в виде контроля к основному вопросу о модальных качествах, присущих представителям «своего» или «других» народов.
Методический модуль
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................................2
Содержание самостоятельной работы студентов......................................................3
Методическая помощь к обязательной самостоятельной работе студента......................4
Задание 1. Подготовка и защита реферата на заданную тему........................................4
Задание 2. Подготовка сообщения........................................................................7
Задание 3. Анализ работ студентов младших курсов................................................9
Задание 4. Построение каталога (коллекции) операций научно-теоретического мышления....................................................................................................10
Задание 5. Составление терминологического словаря по выбранной теме.....................11
Образцы оформления списка используемой литературы..........................................12
Задание 6. Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов..............................14
Задание 7. Создание мультимедийных презентаций................................................16