Практическое задание 5. Понятия
1. Составьте логико-математический анализ определения понятия (по выбору), используя следующую схему:
- определение способа получения нового понятия;
- определение типа и вида определения;
- определение структуры определения;
- раскрытие математического содержания каждого элемента определения (термин, род, видовые отличия);
- определение корректности определения.
2. Разработать изучение одного из понятий курса геометрии 7 класса по следующему плану:
1) Актуализация знаний и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
- тренировку соответствующих мыслительных операций;
- мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
-
фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного
учебного действия или его обосновании.
2) Введение понятия
- Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.
- Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
- Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
3) Первичное закрепление. Разработайте упражнения на усвоение выбранного понятия (задания на распознавание, поиск ошибок в формулировках, придумывание примеров и контрпримеров и т.д.).
4) Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Оперативный контроль усвоения учащимися выбранного понятия (задания на проверку усвоения - диктант, тест, набор задач и т.д.).