Практическое задание 5. Понятия

1. Составьте логико-математический анализ определения понятия (по выбору), используя следующую схему:

- определение способа получения нового понятия;

- определение типа и вида определения;

- определение структуры определения;

- раскрытие математического содержания каждого элемента определения (термин, род, видовые отличия);

- определение корректности определения.

2. Разработать изучение одного из понятий курса геометрии 7 класса по следующему плану:

1) Актуализация знаний и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

- тренировку соответствующих мыслительных операций;

- мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

- фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.


2) Введение понятия

- Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

- Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

- Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

3) Первичное закрепление. Разработайте упражнения на усвоение выбранного понятия (задания на распознавание, поиск ошибок в формулировках, придумывание примеров и контрпримеров и т.д.).

4) Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Оперативный контроль усвоения учащимися выбранного понятия (задания на проверку усвоения - диктант, тест, набор задач и т.д.).