Практическое задание 4
1. Охарактеризуйте различные мотивы введения понятия отрицательного числа. Изучите систему упражнений, связанную с формированием понятий. Проанализируйте с этих позиций систему упражнений, связанную с формированием понятия «числовая ось» или «координатная прямая» в современном школьном учебнике (на выбор). Выделите:
на этапе введения определения: 1) основное задание (фокус-пример), на основе которого вводится определение; 2) задания на подключение образного, словесного и чувственного опыта учащихся (возможна интерпретация фокус-примера через образ, чувства, слово); 3) задания на подключение предметного или жизненного опыта учащихся.
на этапе усвоения определения:
4) задания на распознавание объектов, принадлежащих объему понятия (задания на «да» и «нет»); 5) задания, в которых понятие представлено в различных формах (задания на формирование способности к словесно-образному переводу); 6) задания на выведение следствий из определения понятия;
на этапе закрепления понятия: 7) задания на включение исходного понятия в систему связей с другими понятиями (возможно составление родословной понятия); 8) задания на применение понятия в различных ситуациях; 9) задания на систематизацию понятий, возможно, через их классификацию; 10) задания на развитие мыслительных операций, лежащих в основе образования понятий (анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, абстрагирование).
2. Разработайте методику изучения действий (на выбор):
а) сложение чисел с разными знаками (в том числе сложение на координатной прямой);
б) вычитание чисел отрицательных чисел;
в) умножение отрицательных чисел (используя различные подходы);
г) умножение чисел с разными знаками;
д) деление отрицательных чисел;
е) деление чисел с разными знаками.
Подготовьте сообщение.
3. Выберите 2 задания вида «Найти значение выражения» при изучении темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» или «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» на выбор. Раскройте методику работы над заданиями по предложенному плану.
Разработка методику работы над заданиями
I. Выяснить математическую сущность задания. Для этого нужно:
- решить задание;
- продумать возможные способы решения и их оформление;
- выяснить математические основы способов решения.
II. Определить методические основы выполнения задания.
Для этого нужно:
1) определить назначение задания;
2) продумать мотивацию выполнения задания;
3) предложить возможные варианты организации работы над заданием во время урока. Предусмотреть две ситуации:
Задание используется при изучении нового материала. Основы: методика формирования умений. В диалоге озвучиваются основные этапы выполнения задания. |
Задание предложено для закрепления. Основы: после анализа условия составляется план работы с заданием, а далее следует самостоятельная работа учащихся. В диалоге задаются общие вопросы типа: «Как мы поступаем, если требуется...?», «С чего начинаем...?», «Что делаем дальше?» и т. п. |
4) предусмотреть возможные трудности и ошибки и продумать оказание помощи учащимся для их преодоления или предупреждения.
III. Разработать или подобрать дополнительные задания:
- для предварительной работы;
- на отработку отдельных этапов выполнения задания;
- на закрепление для тех, кто может испытывать затруднения при выполнении задания.