Методические материалы для студентов
РПД является базовым программно-методическим документом, соответствующим требованиям ФГОС и учитывающий специфику обучения студентов бакалавриата.
Общий объем лекционного курса дисциплины составляет 21 час. Преподаватель, используя теоретические материалы - учебники, учебные пособия, проводит теоретические занятия (лекции), сопровождающиеся и подтверждаемые практическими примерами из деятельности студентов филологического факультета. Практические занятия проводятся фронтально и в группах, общий объем которых – 42 часа, на которых студентам даются практические задания по темам, рассмотренным в ходе теоретических занятий. Задания выполняются в течение занятия (или во внеаудиторное время) фронтально, в группах , либо индивидуально в соответствии со стандартной схемой. Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, в т.ч. написание доклада, подготовку научно-практических материалов, разработку группового проекта. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины составляет 43 часа.
В качестве текущего контроля студентам предлагаются работы, предполагающие проверку усвоенного теоретического материала и умения применять полученные знания в условиях конкретной ситуации. Проверка осуществляется по окончании изучения модуля дисциплины и ориентировочно занимает 20 минут перед началом занятия. На последующем занятии предполагается разбор заданий и их анализ. Условия допуска к промежуточной аттестации:
1. итоги текущего контроля;
2. самостоятельная работа студента;
3. посещение лекций и активная работа на практических занятиях (в том числе в дистанционном формате).
Модуль 2. Рейтинговый регламент по дисциплине:
Вид выполняемой учебной работы
(контролирующие мероприятия) Количество баллов (min) Количество баллов (max)
Посещение занятий 6 6
Участие в практических занятиях 20 30
Выполнение СРС 20 30
Текущий контроль 14 34
Количество баллов для допуска к зачету (min-max) 60 100
Основные этапы работы над докладом:
• предварительный этап: ответы на вопросы (для себя): к какому выводу необходимо подвести материал; что будет составлять содержание работы; для чего пишется доклад;
• определение темы, ее анализ, составление плана (тезисов). Размышление, обдумывание, решение проблемы;
• работа над первым вариантом доклада на основе плана (тезисов). Последовательное изложение мысли, доказательное рассуждение, правильный выбор слов и грамотное составление предложений;
• завершение работы, анализ текста, совершенствование, исправление. Критическая оценка результатов своей работы, поиск слабых мест, ошибок и их исправление.
Структура доклада:
Вводная часть – обоснование темы, ее актуальный, главный тезис (основное научное положение). Возможные пути подхода к теме: ретроспективный обзор затрагиваемой темы; обоснование необходимости рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня; разъяснение основных понятий темы.
Основная часть – аргументация, доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Раскрытие темы (индуктивно-дедуктивный или дедуктивно-индуктивный способ изложения).
Заключительная часть – выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутый тезис.
Возможные варианты завершения: изложение основной мысли в виде тезисов, выводы, указание на актуальность и дальнейшее развитие проблемы.
План подготовки публичного выступления:
1. составить «каркас» будущего публичного выступления:
• определите мотивацию слушания людьми вашего выступления (для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?);
• выделите главную идею вашей речи;
• разделите вашу идею на несколько составных частей;
• определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем вы им рассказываете;
• продумайте план и структуру будущей речи (введение, основная часть и выводы).
2. заполнить содержанием «каркас» выступления:
• подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации;
• определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала;
• напишите полный текст (особо уделите внимание его началу и окончанию).
Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления. Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.
Структура устного выступления:
Вступление. Цель: демонстрация значения темы, ее важности для слушателей:
- указание проблемы, требующей анализа в выступлении;
Заключение:
- какие теоретические выводы вытекают из всего сказанного?
- какие выводы можно сделать?