Практические задания
Практические задания
1.Проанализируйтеданные ниже высказывания. Определите коммуникативное намерение риторов. Согласны ли вы с ними? Аргументируйте свой ответ.
«Есть люди, кои полагают, что красноречие в громких словах и выражениях, и думают, что быть красноречивым, значит блистать риторическими украшениями, и чем высокопарнее, тем кажется им красноречивее. Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти тропами и фигурами. Они ошибаются.
Иные думают: быть красноречивым, значит уметь выражать мысли необыкновенным образом, и чем темнее, тем, кажется им, глубокомысленнее, и следовательно красноречивее. Они мучают себя -- страшно смотреть -- силясь сказать так, как никто не говорит, то, что почти все знают».
Н.Ф. Кошанский
«Вообще тропы и фигуры тогда только составляют красоту, когда непринужденны, невыисканы, как будто ненарочно, сами собой встречаются и, по-видимому, неизбежны: в противном случае они для слова -- бремя».
Н.Ф. Кошанский
«Говоря публично, не обращайтесь ни к слуху, ни к уму слушателей, а говорите так, чтобы они, слушая вас, не слышали ваших слов, а видели ваш предмет и чувствовали ваш момент: воображение и сердце слушателей без вас и лучше вас сладят с их умом».
В.О.Ключевский
2. Составьте и произнесите речь (на 2 мин.). Раскройте смысл афоризма (по выбору студента):
1) «Разговор - это здание, которое строят совместными усилиями» (Моруа).
2) «Язык дан человеку для того, чтобы излагать свои мысли» (Мольер».
Памятка для составления текста:
-учитывать адресность речи (студенты);
- мотив слушания (пополнить знания);
- потребности слушателей (закрепить знания);
- осознавать коммуникативно значимые качества речи;
- отбор языковых средств с учетом особенностей адресата речи и ситуации общения.
3. Выберите из перечисленных качеств речи те, которые оказывают наибольшее положительное воздействие на её адресата:
выразительность речи; многословие; чистота речи;
использование пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических
выражений; богатство и разнообразие лексики;
точность; употребление иноязычных слов; ясность и понятность.
Обоснуйте свою точку зрения, смоделировав конкретную речевую ситуацию.
4. Выявите определяющий тип коммуникабельности у какого-либо педагога (студента). Опишите его речевое поведение.
5. Проанализируйте характер использования "языка внешнего вида” (жесты, мимика, телодвижения, поза и т. п.) в деятельности одного из преподавателей (учителей). Определите функции жестов, которые им используются в профессиональной деятельности?
6. Проанализируйте речь окружающих, какие виды этикетных ошибок чаще всего допускаются?
Виды этикетных ошибок:
1. Отсутствие этикетных формул: - Который час? - Я без часов.
2. Неудачный выбор этикетных формул:
• диалектные, просторечные, жаргонные выражения (покедова, айда, здравствуйте Вам);
• неуместная фамильярность, излишняя церемонность;
• формулы официально-делового стиля в дружественном общении.
3. Неудачное звуковое оформление речи: равнодушная интонация, нелюбезный тон речи, «проглатывание» этикетных формул.
4. Неудачное использование невербальных средств: жестов, мимики, моторики (благодарность с равнодушным выражением лица).
Продолжите список причин этикетных речевых ошибок:
1. Причины речевого характера: недостаток языковой эрудиции; отсутствие привычки к использованию этикетных выражений; неумение ориентироваться в ситуации общения.
2. Причины социально-психологического характера: сознательное игнорирование этикетных норм; психологический барьер: ненужная застенчивость, затруднение в установлении контакта и др. ...
7. Какие нормы речевого этикета нарушены в диалогах? Приведите приемлемый вариант.
Диалог 1(поздний - 22 часа - телефонный звонок).
- Слушаю.
- Мне Сашу позовите.
- Здесь такой не живет.
- Как не живет? Он мне сам этот телефон дал.
- А как фамилия этого Саши?
- Сейчас посмотрю... А, вот, Лютов.
- Его Сергеем зовут. Его нет дома.
- А Вы кто?
- Я его мама. А Серёжа будет только завтра вечером...
- Ну, когда приедет, пусть мне позвонит.
- Алло, девушка! А как Вас зовут?
Диалог 2(в диалоге участвуют лица одного возраста).
- Я здесь сяду?
- Как хотите! Вообще-то у меня здесь сумки лежат...
- Так уберите!
- Подождите!
- Почему я должен ждать? У меня нет времени... И ты, кстати, не один.
- А меня это не волнует. У меня время есть.
- Грубиян!
- Я о Вас такого же мнения.
Диалог 3 (разговор в учительской).
Проанализируйте диалог с точки зрения нарушения правил убеждения:
Разговор состоялся в учительской во время перемены.
- Наконец-то я Вас нашла! По какому вопросу Вы вызвали меня? У меня очень мало времени...
- Я всегда вызываю родителей, если их ребёнок провинился.
- Что? Мой ребёнок чем-то Вам не угодил? Ещё ни от кого я не слышала таких слов о моём ребёнке!
- Ну, извините!
- Вы, наверное, к нему придираетесь!.. И я уже сказала, что у меня нет времени на разговоры!
- Это Ваш ребёнок или нет? Судя по Вашему разговору, Вы вообще не волнуетесь о нём. А он очень «расслабился»: домашнее задание не выполняет, дерзит на уроках.
- Вы знаете, дома он мне не дерзит.
- Ну, значит, я лгу Вам, - перебила её учительница. - Тогда мы с Вами будем разговаривать в другом месте - у Вас на работе.
- А Вы меня не пугайте этим, наведите сначала у себя порядок.
8.Является ли, по вашему мнению, этикетно-коммуникативной нормой в ситуации педагогического общения выражения учителя в следующих ситуациях на уроке:
- Ученик ответил правило - «Спасибо, Ваня, садись».
- Просьба учителя: 1) «Откройте, пожалуйста, учебник»; 2) «Запишите, пожалуйста, домашнее задание»; 3) «Иди, пожалуйста, к доске».
Эффективно ли такое общение?
9. Оцените один из приемов В. Ф. Шаталова - интонационное уточнение-повтор, как способ выделения смысловых вех учебного материала:
«Озвучивая ответы ребят, учитель выделяет главное то нарочито расчлененными фразами, то звуковым форсажем, то мелодраматическим шепотом, то выражением озабоченности, то обезоруживающей улыбкой. Воспринятое эмоционально, повторяю, лучше запоминается».
Задания.
1. Проявляется ли в уроке индивидуальный речевой стиль учителя?
1. Проявляется ли в уроке индивидуальный речевой стиль учителя? Прочитайте фрагмент повести Ю. Полякова "Работа над ошибками". Что будет слышно из-за вашей классной двери?
О закрытая классная дверь! За ней происходит чудо воспитания и обучения, таинственный процесс взаимообогащения учителя и ученика. Если прислушаться к звукам, доносившимся из кабинетов, можно немало узнать о тех, кто, стоя у доски или расхаживая между партами, сеет в пределах школьной программы разумное, доброе, вечное...
Из кабинета литературы отчетливо слышен громкий, твердый голос Умецкой: "В образе Хлестакова Гоголь хотел показать такое негативное явление, как хлестаковщина"...
Дальше по коридору - кабинет математики, Борис Евсеевич говорит тихо и монотонно - из коридора слов не разберешь. Но время от времени за дверью раздается дисциплинированный смех, который так же организованно обрывается. Не знаю, чем можно рассмешить на уроке алгебры, но известно, что ученикам Котика, подававшим документы на мехмат, забирать их оттуда не приходится...
Из кабинета биологии, где ведет урок Полина Викторовна Маневич, слышен ровный гул: учитель говорит о своем, дети о своем... Она ведет светскую жизнь, постоянно толкается на примах, премьерах, вернисажах, запросто достает книги, которые мы, грешные видим только на международных ярмарках, но при всем том на её уроках стоит совершенно оловянная скукотища.
А вот и кабинет истории - творческий беспорядок, слышно, как ребята шумно доказывают недоверчивой Клавдии Ивановне Опрятиной необходимость установления абсолютной монархии во Франции. Дискуссия и педагогические эксперименты - её слабость... Я дважды сидел на уроке Опрятиной, и мне иногда казалось, что вот сейчас она поинтересуется: "А что по этому поводу думает некто Петрушов?" На всякий случай я начинал прикидывать, как смогу ответить, и покрывался испариной, обнаруживая, что давно отучился отвечать, а умею только спрашивать.
2. Создайте и произнесите текст (высказывание) на одну из тем (по выбору студента):
1. Может ли свобода быть полной?
2. Где хорошо, там и родина.
3. Можно ли преодолеть конфликт поколений?
4. Путь к успеху: все ли средства хороши?
5. Можно ли научиться быть счастливым?.
3. Прочитайте стихотворение и примите к сведению содержащиеся в нем советы.
Учебный гекзаметр
Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье
И последи, чтобы грудь не сжималась в течении речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздуха часть добери, но, лишь пользуясь нижним дыханьем,
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных,
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не глуши придыхательным, тусклым оттенком -
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука.
Пристально слушай, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно - с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность -
Вот что внимательным слухом ищи в упражненье.
Е. Корсакова, А. Прянишников
4. Произнесите фразу «Он(а) опять звонил(а)», передавая интонацией разные смыслы:
- вы делитесь с собеседником радостью;
- вы с гордостью сообщаете, что он(а) вам звонил(а);
- вы сообщаете о звонке с теплотой, это ваш друг (подруга), который (ая) о вас заботится;
- вы сообщаете об этом с тоской - он(а) вам ужасно надоел(а);
- вы возмущены, говорите об этом с гневом - вы запретили ему(ей) звонить, а он(а) опять звонил(а);
- вы сообщаете об этом с тревогой - вас очень встревожил этот звонок, вы опасаетесь плохих известий;
- вы демонстрируете свое безразличие - этот звонок вас совершенно не интересует.
5. Представьте ситуацию, что вы ведете урок, вдруг открывается дверь и входит опоздавший ученик. Произнесите фразу «Проходи, садись...» с различными интонациями: нейтральной, строгой, доброжелательной.
6. Произнесите скороговорки с разными интонациями:
- с возмущением;
- с иронией;
- с сомнением.
Чтец чтит чтение.
Вычислитель вычислил выражение и произвёл вариацию вектора.
Сказано -- не доказано, надо сделать.
Четыре чёрненьких, чумазеньких, чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж
Чрезвычайно чисто.
Нет серьёзных преград для прогресса,
кроме непреодолимых преград, порождённых прогрессом.
Пригрезилось Ивану Грозному, что грозны Иваны грязные.
А Иваны не грязные и не грозные даже для Грозного.
Пока подросток подрастает, в нём помышленья прорастают.
Рост растения поражает воображение.
Правила простоты просты.
Период полураспада -- полпериода распада или не полпериода распада?
Тренировка требует труда.
Саша -- само совершенство, а ещё самосовершенствуется.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
7. Воспроизведите фразу (повествовательное предложение с плавным понижением голоса в конце):
Голоса звук не глуши придыхательным, тусклым оттенком -
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.