КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ

3 ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

3.21 Ошибки в использовании синонимов

Тавтология, как и плеоназм, может быть стилистическим приёмом, усиливающим действенность речи. В разговорной речи используются такие тавтологические сочетания, как сослужить службу, всякая всячина, горе горькое и др. Тавтология лежит в основе многих фразеологизмов (есть поедом, видать виды, пропадать пропадом, ходить ходуном и др.). Особенно важное значение приобретают тавтологические повторы в художественной и публицистической речи: и вдруг белым-бела берёзка в угрюмом ельнике одна. Силы мира сильны как никогда! Но для того, чтобы тавтология не стала речевой ошибкой, нужно умело использовать лексические ресурсы языка.

Избежать неоправданного повторения слов можно, если использовать слова-синонимы. Синонимы - это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. Само слово «синоним» происходит от греч. synonemos, что значит «соимённость» или «одноимённость». Примеры синонимов: весёлый - радостный, орфография - правописание, способный - талантливый - гениальный, бранить - ругать. Синонимы могут быть не только парами, но и образовывать целые цепочки слов - синонимические ряды. Во главе синонимичного ряда стоит главное слово - доминанта. Как правило, доминанта синонимического ряда - это стилистически нейтральное слово, которое наиболее полно передаёт значение всего синонимического ряда: врач - доктор - лекарь - знахарь - эскулап. Доминанта в специальных словарях синонимов всегда стоит в начале синонимического ряда.

По словам Л.П. Крысина, «синонимы - это богатство языка. Пользуясь разными способами обозначения одного и того же предмета, свойства или действия, человек как бы расцвечивает свою речь, делает её выразительной, гибкой». Однако пользоваться синонимами нужно вдумчиво, потому что в языке нет абсолютно одинаковых слов. Об этом говорил ещё В.Г. Белинский: «В языке нет и не может быть слов, абсолютно тождественных по своему значению. Если вошедшее в какой-нибудь язык иностранное слово уступает национальному, и уже как лишнее, а потому ненужное, само собой выходит из употребления. Так исчезли «виктория» (вместо «победа»), «презент» (вместо «подарок»), «пиитет» (вместо «уважение») и множество других». С ним согласен известный русский лингвист 20 века Г.О. Винокур: «...синонимичность является фикцией. Синоним является синонимом до тех пор, пока он находится в словаре. Но в контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы всё равно, как сказать: конь или лошадь, ребёнок или дитя, дорога или путь». Таким образом, при выборе синонима необходимо учитывать тот оттенок смысла, который он передаёт. Например, пишут: Необходимо оградить молоко от попадания вредных веществ. В этом случае совсем не подходит глагол оградить, а нужен его синоним уберечь. Следовательно, неправильный выбор синонима может привести к неточности словоупотребления. Ещё примеры: Имя драматурга знакомо во многих странах. Теннис культивируется в нашем городе с 1949 года.

Если говорящий затрудняется дать научное определение того или иного понятия, может возникнуть неоправданное нанизывание синонимов, которые выражают мысли приблизительно, порождая речевую избыточность: Нарушение правил пользования газом приводит к беде, к несчастью, к драматическим последствиям. 

Синонимы, включенные в один синонимический ряд, нередко отличаются не только по значению, но и по стилистической окраске: работать, трудиться, трубить (разг.), вкалывать (прост.), ишачить (прост.). Уместное использование разговорных и даже просторечных синонимов, безусловно, помогает выразить сильные эмоции человека: «И страна берёзового ситца не заманит шляться босиком». «Шляться» (грубое просторечное слово) - бродить без дела; в данном случае слово «шляться» подчёркивает оттенок неповиновения, непослушания.