08.10.2024 Основные требования к публичному выступлению
Эффективность устной речи
- Устное выступление - наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи, наиболее привычный для человека и наименее трудный для него.
- Устная речь - способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.
- Устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств - мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать.
- В устной речи гораздо легче передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего.
- В условиях устной речи дополнительно воздействует сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность, убежденность.
- В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.
- В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, он следит за тем, как его слушают, понимают его или нет, может учесть их реакцию и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли.
- Устное выступление часто легче понять слушателям - ведь можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место;
- можно вести диалог с оратором, и оратор может вести диалог со слушателями.
- Устное выступление всегда оперативнее письменного, оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени.
- Устное выступление характеризуется, наконец, простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, размножения текста и т. д.
Общие требованиям к публичному выступлению
Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция,
доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть
в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила,
которые можно и нужно применять при подготовке практически любого
выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими
требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них:
- Решительное начало выступления.
- Драматизм.
- Сдержанная эмоциональность.
- Краткость.
- Диалогичность.
- Разговорность.
- Установление и поддержание контакта с аудиторией
- Понятность главной мысли.
- Решительный конец.
1. Решительное начало выступления
Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.
2. Драматизм
Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.
3. Сдержанная эмоциональность
Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.
4. Краткость
Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное вам время, это повышает доверие аудитории к вам.
5. Диалогичность
Выступление должно представлять собой как бы диалог со
слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен
задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на
поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы.
6. Разговорность
Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) сниженные слова, юмор, шутку.
7. Установление и поддержание контакта с аудиторией
Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.
8. Понятность главной мысли
Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно - не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.
9. Решительный конец
Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным,
понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее
продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо
отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно.
Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько
замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и
одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления.
В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных
общих требований могут проявляться в разной степени: например,
понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем
в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых
видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в
протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в
информационных и т.д.