Тема 2.1 Теории трения, факторы, определяющие поверхностные свойства эластомеров и композиционных материалов на их основе.
С появлением полимерных материалов вопросы, связанные с их трением по твердым поверхностям, рассматривались с точки зрения полученных ранее результатов исследования трения металлов. К трению полимеров применимы, некоторые закономерности, полученные в области трения металлов, несмотря на то, что по физико-механическим свойствам металлы и полимеры существенно различны.
Трение - процесс взаимодействия тел при их относительном движении (смещении) либо при движении тела в газообразной или жидкой среде. Сила трения - это сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению. Причиной возникновения трения является шероховатость трущихся поверхностей и взаимодействие молекул этих поверхностей. Сила трения зависит от материала трущихся поверхностей и от того, насколько сильно эти поверхности прижаты друг к другу.
Сила трения, являющаяся основной характеристикой процесса трения двух поверхностей, определяется их взаимодействием по площади истинного, или фактического, контакта. В общем случае сила трения является функцией давления, скорости скольжения,температуры, времени контакта и других параметров процесса внешнего трения. Широко распространенной характеристикой является также коэффициент трения, по определению равный отношению силы трения к нормальной нагрузке. Наиболее важными характеристиками процесса трения являются удельная фактическая сила трения и фактическое давление. Однако эти характеристики используются довольно редко вследствие трудности определения площади фактического контакта.
Основными характеристиками внешнего трения являются статическая и кинетическая силы трения. Сила трения покоя определяется рубежной силой трения, необходимой для вывода тела из состояния покоя. В тех случаях, когда переход из состояния покоя к движению не может быть определен точно, пользуются понятием начальной силы трения, определяемой в начальный период сдвига по заданному предварительному смещению. Кинетическая сила трения характеризует установившийся режим трения с постоянной скоростью скольжения.
Экспериментально силу трения покоя измеряют минимальной силой, необходимой для вывода тела из состояния покоя. При определении силы трения покоя упруго-вязких твердых тел возникает ряд трудностей, связанной с определением начала движения. Сила трения покоя -- это максимальное значение силы трения при предварительном смещении.
Трение принято разделять на:
- сухое, когда взаимодействующие твёрдые тела не разделены никакими дополнительными слоями/смазками (в том числе и твердыми смазочными материалами) - очень редко встречающийся на практике случай. Характерная отличительная черта сухого трения - наличие значительной силы трения покоя;
- граничное, когда в области контакта могут содержаться слои и участки различной природы (окисные плёнки, жидкость и так далее) - наиболее распространённый случай при трении скольжения.
- смешанное, когда область контакта содержит участки сухого и жидкостного трения;
- жидкостное (вязкое), при взаимодействии тел, разделённых слоем жидкости или газа (смазки), твёрдого тела (порошком графита), различной толщины.
- эласто-гидродинамическое (вязкоупругое), когда решающее значение имеет внутреннее трение в смазывающем материале. Смазочные материалы - твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.
При наличии относительного движения двух контактирующих тел силы трения, возникающие при их взаимодействии, можно подразделить на:
·Трение скольжения - сила, возникающая при поступательном перемещении одного из контактирующих/взаимодействующих тел относительно другого и действующая на это тело в направлении, противоположном направлению скольжения.
·Трение качения - момент сил, возникающий при качении одного из двух контактирующих/взаимодействующих тел относительно другого.
·Трение покоя - сила, возникающая между двумя контактирующими телами и препятствующая возникновению относительного движения. Эту силу необходимо преодолеть для того, чтобы привести два контактирующих тела в движение друг относительно друга. Возникает при микро перемещениях (например, при деформации) контактирующих тел. Она действует в направлении, противоположном направлению возможного относительного движения.
Трудность изучения этих вопросов связана с тем, что при фрикционном нагружении активизируются физико-химические процессы (физическая и химическая адсорбция, диффузия, окисление и т. д.).
Эти явления вследствие дискретности контакта реальных тел протекают на фактической площади касания в тонких поверхностных слоях, свойства, а также обратимые и необратимые изменения структуры, которые определяют механизм трения. Изучение трения с позиций физико-химической механики материалов позволило установить наличие как адгезионного взаимодействия трущихся тел, так и деформирование поверхностных слоев неровностями контртела.
Подавляющее большинство работ, посвященных исследованию трения полимеров, являются экспериментальными. Различие в методике проведения опытов, отсутствие подробных сведений об изучаемых материалах, о воспроизводимости и надежности экспериментальных данных и другие факторы определяют разноречивость опубликованных результатов, а, следовательно, трудность их обобщения.
В основу большинства экспериментальных работ по изучению фрикционных характеристик полимеров положены методы, используемые при исследовании законов трения классических материалов (металлы, дерево, камень и т. д.).
Важнейший этап экспериментального исследования -- это выбор схемы взаимодействия трущихся тел. Известны попытки классификации схем испытания материалов на трение по самым разнообразным критериям: хронологическим данным, геометрическим параметрам контакта, кинематическим признакам, форме экспериментальных образцов, способу измерения силы трения и т. п. Однако ни одна из них не является универсальной.
Классификация, связанная с моделированием процессов трения, является более общей. По этим признакам можно рассматривать схемы трения, моделирующие: 1) теоретические представления механизма трения; 2) обобщенные условия эксплуатации; 3) работу конкретных деталей и узлов.
Экспериментальное моделирование теоретических интерпретаций механизма трения базируется, прежде всего, на геометрическом представлении микронеровностей поверхностей реальных тел в виде сфер, конусов, цилиндров и других простых форм.
Схемы, моделирующие обобщенные условия эксплуатации, находят наибольшее применение при экспериментальном исследовании трения. Некоторые из них приведены на рисунке 1
Схема для сравнительной оценки параметров трения материалов применительно к плоскопараллельным опорам скольжения (д)', радиальным подшипникам и тормозным устройствам (е, з); зубчатым передачам и роликовым опорам (ж); к трению нитей и проволоки (и, к); контактных щеток (л) и т. д.
Наиболее сложны схемы, имитирующие работу реальных узлов трения подшипников скольжения (м), зубчатых передач (я), подпятников (о) и др. Однако результаты именно этих испытаний в большинстве случаев являются важнейшей характеристикой возможности использования новых материалов в конкретных узлах.
Рис. 1. Основные схемы испытания материалов на трение
Современные требования техники вызывают необходимость проведения экспериментов при высоких удельных давлениях и скоростях скольжения, измеряемых сотнями метров в секунду, при высоких и низких температурах, в глубоком вакууме, в условиях воздействия радиационных излучений и химически активных сред, значительных ускорений, вибрационных и ударных нагрузок.
При исследовании трения полимеров необходимо учитывать их специфические свойства и поэтому более тщательно задавать и контролировать объемную и поверхностную температуру, время воздействия нагрузки, физико-химические изменения поверхности и т. д.
Обычно при экспериментальном исследовании оцениваются и контролируются: сила трения (при помощи непосредственной динамометрии, тензометрии, по затуханию колебаний маятника, оптико-механических и других устройств); микротопография поверхности (при помощи профилографии, электронной и оптической микроскопии); физико-механические изменения материала поверхности (масс-спектроскопия, рентгеноструктурный анализ, электронография); фактическая площадь касания, адгезионные явления, тангенциальные и нормальные перемещения, автоколебания и другие параметры.
В обширной проблеме контактного взаимодействия твердых тел вопросы трения полимеров занимают одно из важнейших мест. Трудность изучения этих вопросов связана с тем, что при фрикционном нагружении активизируются физико-химические процессы (физическая и химическая адсорбция, диффузия, окисление и т. д.).
Эти явления вследствие дискретности контакта реальных тел протекают на фактической площади касания в тонких поверхностных слоях, свойства, а также обратимые и необратимые изменения, структуры которых определяют механизм трения. Изучение трения с позиций физико-химической механики материалов позволило установить наличие как адгезионного взаимодействия трущихся тел, так и деформирование поверхностных слоев неровностями контртела.
Разделение общей величины трения на адгезионную и деформационную составляющие носит условный характер, так как одинаково трудно представить, как деформирование контактирующих тел без адгезии, так и адгезионное взаимодействие без деформации. Однако такое разделение позволяет упростить и схематизировать общую картину трения, создать приемлемую модель процесса, допускающую количественное описание.
Существующие теории трения различаются в первую очередь их отношением к этим составляющим трения. Например, одна из старейших теорий -- механическая, полностью пренебрегает адгезионной составляющей, а адгезионная и молекулярная теории не учитывают деформационную составляющую (или, в лучшем случае, считают ее незначительной поправкой к адгезионной).
Адгезионная теория трения исходит из того положения, что касание трущихся поверхностей происходит не по всей номинальной площади контакта, а только на так называемой фактической площади, которая определяется деформационными свойствами неровностей поверхностей трения. В областях фактического контакта происходит сильная адгезия, в результате которойобразуются «мостики сварки». Сила трения -- это в первую очередь сила, необходимая для разрушения возникающих адгезионных связей.
Предполагается также, что часть работы трения расходуется на деформацию и разрушение неровностями твердого материала поверхности более мягкого. Сила, необходимая для этого принимается пропорциональной либо равной сопротивлению материала прорезанию в нем канавки.
При неидеальной упругой деформации поверхностных слоев трущихся тел возникает еще один источник трения -- гистерезисные потери, вызванные тем, что энергия, освобождаемая при разгрузке, меньше, чем энергия, затрачиваемая при нагружении. В некоторых случаях эти потери могут играть основную роль при трении, например при трении качения, а также при скольжении несмазанных поверхностей со слабой адгезией.
Исследование поверхностей трения указывает на наличие заметных следов адгезии и вырывов.
Гистерезисные потери могут составлять существенную часть работы трения в случае резин.
Полимеры являются вязкоупругими материалами, поведение которых носит ярко выраженный релаксационный характер, что не учитывается адгезионной теорией.
А также адгезионная теория преуменьшает вклад деформационной составляющей, что для полимеров играет особо существенную роль.
Адгезия, наблюдаемая в процессе трения, имеет специфический характер. Это обусловлено тем, что образование адгезионных связей происходит в процессе механического взаимодействия (деформирования) соприкасающихся тел, сопровождающегося значительным изменением потенциальной энергии поверхностных и прилегающих к ним слоев. Снятие нагрузки приводит к полному или частичному восстановлению формы деформированных участков поверхностей и соответствующему разрушению адгезионных связей, что весьма затрудняет количественную оценку прочности и других параметров адгезионного соединения. Однако в явлениях адгезии, возникающих при трении и склеивании, много общего. Это, прежде всего, единая атомно-молекулярная природа взаимодействия.
В настоящее время обоснование природы адгезионного взаимодействия осуществляется с позиций механической, адсорбционной, электрической, диффузионной и химической теорий.
Механическая теория объясняет образование адгезионного соединения как одностороннее или взаимное заклинивание материала, внедряющегося, например, в микротрещины поверхностей взаимодействующих тел. При рассмотрении процесса склеивания эта теория имеет определенное значение, так как в этом случае могут создаваться благоприятные условия для затекания жидкого адгезива (клея) в поры склеиваемых материалов.
Адсорбционная теория исходит из предположения о возникновении между приведенными в контакт телами молекулярных связей. Это вытекает из понятия об энергетически неравновесном состоянии любой поверхности. При соприкосновении и определенном сближении поверхностей молекулы атомы и ионы возбуждаются, и создаются условия для возникновения силы притяжения (или отталкивания при очень тесном сближении), величина которых зависит от природы взаимодействующих структурных элементов.
Различают ориентационные, ионные, дисперсионные, индукционные и водородные межмолекулярные связи.
Ориентационные (электростатические) связи возникают между незаряженными молекулами дипольного строения (полярными молекулами). Энергия ориентационного взаимодействия распространяется па сравнительно большие расстояния, но в значительной степени зависит от температуры.
Ионные связи характеризуют электростатическое взаимодействие заряженных частиц с ионной кристаллической решеткой.
Индукционные связи соответствуют взаимодействию между полярной и неполярной молекулами. В этом случае в определенных условиях полярная молекула вызывает смещение электронов в неполярной и образование таким образом наведенного диполя. Энергия этого взаимодействия сравнительно невелика и резко убывает с уменьшением расстояния между молекулами.
Дисперсионные связи возникают между любыми взаимодействующими молекулами (полярными и неполярными).
Молекулярная теория тренияпредполагает, что трение в случае гладких поверхностей вызывается молекулярной шероховатостью. Нормальная нагрузка влияет на силу трения не только через площадь истинного контакта, но и непосредственно.
В высокоэластическом состоянии подвижность полимерных цепей велика, и это определяет общие закономерности и природу трения высокоэластических полимеров. Здесь ярко выражена зависимость силы трения от скорости скольжения, температуры и давления. Теоретической основой и интерпретацией этих закономерностей являются молекулярно-кинетические представления о подвижности молекул полимера на границе контакта с твердым телом.
На поверхности полимера находятся участки цепей (рисунок 2), которые совершают беспорядочные тепловые перескоки по гладкой поверхности твердого тела из одного положения сцепления в другое.
Рис. 2. Модель молекулярного контакта полимер--твердое тело.
Величина энергетического барьера в случае внешнего трения определяется силами адгезии полимер -- твердое тело, меньшими, чем силы когезии полимер--полимер. Силы химического взаимодействия в теории не учитываются. Средняя шероховатость поверхности твердого тела, чтобы ее можно было считать гладкой, не должна превышать среднюю квадратичную длину цепей полимера, т. е. ~100А.
Согласно молекулярно-кинетической теория трения, каждая цепь высокополимеров контактирует с поверхностью сопряженного тела определенное ограниченное время, перескакивая затем в новое место (рис.2).
В отсутствие внешней силы цепи полимеров с равной вероятностью перескакивают в любом направлении. Тангенциальная сила трансформирует энергетический барьер. Перескоки в произвольном направлении дают компоненты скоростей в тангенциальном направлении и перпендикулярном ему, причем перескоки в направлении действия силы более вероятны. На основе этих представлений построена молекулярно-кинетическая теория трения (по существу некоторый механизм адгезионного взаимодействия высокоэластичных материалов).
Основные следствия этой теории:
1)сила трения при скорости скольжения, равной нулю, равна нулю;
2)сила трения описывается не падающей, а возрастающей характеристикой скорости (при малых скоростях);
3)сила трения определяется по формуле, позволяющей производить расчет по физическим константам материала.
Молекулярно-кинетическая теория трения разрабатывалась применительно к высокоэластическим материалам (каучукам), как теория физическая позволяет учесть специфические свойства полимеров и в этом отношении свободна от недостатков адгезионной и молекулярной теорий.
В области низких температур сила трения возрастает с ростом температуры. В широком интервале температур зависимость Р (Т) имеет вид, показанный на рисунке 3. Вся область температур может быть разбита на три участка. На участкеIот точки А до точки В на кривой наблюдается линейная зависимость силы трения от температуры согласно молекулярно-кинетической теории трения.
Рис. 3. Зависимость силы трения резины на основе НК по стали в вакууме от температуры:V-- 1 мм/мин; N =IкГ;Sн= 1,5см2.
На участкеIIнаблюдается падение силы трения с уменьшением температуры, в то время как, согласно теории, должна была бы наблюдаться линейная зависимость (пунктирная прямая СВ). На участкеIIIсила трения слабо зависит от температуры. Этим трем участкам соответствуют высокоэластическое, переходное и стеклообразное состояния полимера. На кривой наблюдаются два максимума: главный (ему соответствует точка В) и побочный -- в области стеклообразного состояния (ему соответствует точка Е). Низкотемпературный максимум связан с деформационными механическими потерями в объеме полимера при скольжении его по шероховатой твердой поверхности. Природа же главного максимума не может быть объяснена механическими потерями.
В первом приближении наличие высокотемпературного максимума обусловлено, с одной стороны, увеличением подвижности цепей полимера в области справа от максимума (область высоких температур. С другой стороны, в области слева положения максимума с понижением температуры предполагается уменьшение площади контакта за счёт изменения модуля Е, что приводит к снижению силы трения.
Было установлено, что сила трения увеличивается с ростом скорости скольжения и коэффициент трения зависит от пути и скорости скольжения (рисунок 4). С увеличением скорости скольжения наблюдается последовательное увеличение коэффициента трения. При малых скоростях скольжения коэффициент трения практически не зависит от пути, а при скорости скольжения, равной 0,0001 см/с, наблюдается падение коэффициента трения. Начальные участки этих кривых показывают изменение коэффициента трения в неустановившейся области скольжения. Кроме того, на кривых не наблюдается резкого излома, обычного при трении металлов и стеклообразных полимеров и соответствующего коэффициенту трения покоя. Этот факт можно интерпретировать как особенность поведения резин, связанную с отсутствием у них силы трения покоя.
Рис. 4. Зависимость коэффициента трения резины от пути скольжения при разных скоростях сдвига.
Это свидетельствует, что механизм трения резин принципиально отличен от механизма трения твердых тел и является молекулярным активационным по аналогии с вязким течением. Это предположение лежит в основе молекулярно-кинетической теории внешнего трения высокоэластических полимеров.
Поверхность полимера может быть представлена большим количеством микрошероховатостей, контактирующих с твердым телом. Каждая шероховатость образует с поверхностью контртела адгезионную связь, которая может быть разорвана приложенной тангенциальной силой.
Предполагается, что максимальная сила, разрушающая связь, не зависит от скорости скольжения полимера. При скольжении полимера такого рода микрошероховатости, удерживаемые адгезионной связью, будут деформироваться. Поэтому число циклов (растяжение--отрыв) будет функцией скорости скольжения и свойств полимера.
Адгезионно-деформационная теория трения по существу феноменологическая теория, построенная на основе определенной, заранее заданной модели контактирующих поверхностей.
Согласно этой теории, трение обусловливается, с одной стороны, деформированием материала внедрившимися неровностями (деформационная составляющая) и, с другой, преодолением адгезионных связей в зоне фактического контакта (адгезионная составляющая), т. е. образованием и разрушением фрикционных связей, которые можно рассматривать как третье физическое тело. Причем разрушение фрикционных связей в соответствии с двойственной природой трения может иметь механический характер (упругое оттеснение, пластическое деформирование, микро резание) и молекулярный (нарушение молекулярных связей на поверхности или на глубине тела).
В соответствии с этим общая сила трения складывается из силы, затрачиваемой на деформирование материала в тонком поверхностном слое, и силы, затрачиваемой на разрушение адгезионной связи.
К недостаткам теории следует отнести то, что она является теорией статического трения (или, в лучшем случае, установившегося режима трения) и не может пока объяснить и предсказать характер процесса трения в неустановившемся режиме.
Другие теории трения
Тепловые, акустические и электрические явления, а также процессы истирания поверхностей и дробления абразивных частиц требуют затрат энергии. Таким образом, работу сил трения можно считать суммой ряда составляющих и тем самым установить некоторое энергетическое соотношение для рассмотрения процесса внешнего трения.
Рассмотрение процессов трения с энергетической точки зрения базируется на следующих основных положениях:
1)работа внешнего трения расходуется на образование теплоты и поглощение энергии;
2)сила трения представляет сумму составляющих сил, затрачиваемых на механические, физические и химические процессы, неизбежные при заданных условиях контактирования трущихся тел;
3)при заданном сочетании параметров (материалов, среды) существует область механических воздействий, в которой отношения запасенной энергии к работе сил трения по деформируемому объему принимает минимальное значение.
На связь трения с поверхностной энергией непосредственно указывает, тот факт, что замещение водорода в полиэтилене атомом фтора дает тело с более низкой поверхностной энергией и более низким коэффициентом трения, а замещение водорода хлором вызывает увеличение как поверхностной энергии, так и трения.
Тепловые, акустические и электрические явления, а также процессы истирания поверхностей и дробления абразивных частиц требуют затрат энергии. Таким образом, работу сил трения можно считать суммой ряда составляющих и тем самым установить некоторое энергетическое соотношение для рассмотрения процесса внешнего трения.
Рассмотрение процессов трения с энергетической точки зрения базируется на следующих основных положениях:
4) работа внешнего трения расходуется на образование теплоты и поглощение энергии;
5) сила трения представляет сумму составляющих сил, затрачиваемых на механические, физические и химические процессы, неизбежные при заданных условиях контактирования трущихся тел;
6) при заданном сочетании параметров (материалов, среды) существует область механических воздействий, в которой отношения запасенной энергии к работе сил трения по деформируемому объему принимает минимальное значение.
На связь трения с поверхностной энергией
непосредственно указывает, тот факт, что замещение водорода в полиэтилене
атомом фтора дает тело с более низкой поверхностной энергией и более низким
коэффициентом трения, а замещение водорода хлором вызывает увеличение, как
поверхностной энергии, так и трения.
Экспериментальным подтверждением электрической теории адгезии являются электризация поверхностей расслаивания (которую удается измерить), свечение и характерный треск разряда, процесс перезарядки и эмиссия электронов.
Весьма интересно проявляется в процессе расслаивания явление эмиссии электронов, т. е. вылет электронов с поверхности одного тела и перехода их в другую среду под действием энергии, сообщенной извне. Была найдена удовлетворительная корреляция между скоростью имитируемых электронов и адгезией.
Развитием электрической теории является электрорелаксационная теория адгезии. Теория удовлетворительно объясняет зависимость прочности адгезионного соединения от скорости деформирования на основании релаксационных свойств полимеров. Указывая на многообразие электрических явлений, наблюдающихся при адгезии, автор этой теории предлагает при оценке прочности адгезионного соединения учитывать все разновидности химических и межмолекулярных связей. Обращается также внимание на возможность значительного взаимодействия электрических полей молекул (атомов, ионов, функциональных групп) и таких поверхностей, которые не образуют двойного электрического слоя.
Диффузионная теория предложена и находит применение для объяснения адгезии (аутогезии) полимеров. Согласно этой теории, адгезионное взаимодействие обусловлено взаимным проникновением за счет диффузии цепных молекул или их сегментов и образованием вследствие этого прочной связи между полимерами.
Необходимым условием диффузии является совместимость, т. е. возможность взаимного растворения полимеров. Экспериментально диффузия подтверждена методом меченых атомов, а также при помощи оптической и электронной микроскопии, позволивших обнаружить размытые межфазные границы приведенных в контакт полимеров.
Диффузионная теория хорошо объясняет явления повышения адгезии, наблюдающиеся с течением времени и при увеличении температуры, при снижении вязкости адгезива, зависимость работы адгезии от скорости расслаивания и др.
Следует заметить, что диффузионная теория отличается от адсорбционной только механизмом образования адгезионного шва, но не природой сил, ответственных за адгезию. Согласно диффузионной теории, прочность адгезионных связей также определяется межмолекулярным взаимодействием. Однако диффузионный механизм практически непригоден для объяснения адгезии полимеров к металлам, стеклу и тому подобным твердым телам, диффузия в которых может осуществляться только путем элементарных перескоков атомов на соседние свободные места вследствие несовершенства строения реальных кристаллов. При этом скорость диффузии весьма мала. Маловероятны процессы диффузии, если в контакте находятся полимеры с высокой степенью кристалличности, пространственно сшитые полимеры, полимеры в стеклообразном фазовом состоянии.
Химическая, или хемосорбционная теория объясняет адгезию с точки зрения появления в местах контакта прочных химических связей в основном ковалентного или ионного типа. В молекуле, образованной в результате взаимодействия электронов внешних электронных оболочек двух одинаковых атомов, возникает ковалентная химическая связь.