Контрольные вопросы.
Педагогическая риторика как наука и учебная дисциплина
Контрольные вопросы
1. Как развивалась русская риторика?
2. Каково соотношение общей и частных риторик?
3. Что изучает педагогическая риторика?
4. Какова основная цель педагогической риторики как учебной дисциплины?
5. Зачем нужны риторические знания учителю?
6. Каким образом педагогическая риторика обеспечивает решение проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего учителя?
Функции и виды общения
Контрольные вопросы
1. Назовите основные функции общения. Приведите примеры их реализации в различных ситуациях общения.
2. В чем специфика педагогического общения? Сформулируйте постулаты общения, которыми должен, с вашей точки зрения, руководствоваться учитель.
3. Назовите коммуникативные качества речи. Каковы их функции?
Чтение как вид речевой деятельности
Контрольные вопросы
1.Что общего и что различного в таких видах речевой деятельности, как слушание и чтение?
2. Назовите признаки хорошего, зрелого чтения. Проанализируйте, как протекает процесс чтения учебной литературы в вашей практике. Умеете ли вы читать?
3. Назовите виды слушания и их использование в практике вуза и школы.
4. Охарактеризуйте условия эффективного слушания.
5. Укажите основные недостатки слушания.
Умения педагога, влияющие на эффективность общения
Контрольные вопросы
1. Назовите основные функции общения. Приведите примеры их реализации в различных ситуациях общения.
2. В чем специфика педагогического общения? Сформулируйте постулаты общения, которыми должен, с вашей точки зрения, руководствоваться учитель.
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
1. Определите понятие коммуникативная компетенция.
2. В чем различие между универсальными и профессиональными коммуникативными компетенциями?
3. Как сделать интересной информирующую речь?
Жанры педагогического дискурса
Контрольные вопросы
1. Что характеризует высказывание как единицу речевого общения?
2. Назовите четыре класса речевых жанров в зависимости от функций. Охарактеризуйте их.
3. Дайте характеристику понятия «педагогический дискурс».
4. Кто является участниками педагогического дискурса?
5. Назовите речевые жанры учебно-педагогического дискурса.
7. Дайте основные характеристики педагогического речевого жанра.
8. Назовите основные функции устных и письменных педагогических жанров.
9. В чем различие фатики и информатики?
10. Есть ли различия в оценочных жанрах речи учителя и учащихся?
Гармонизирующий педагогический диалог
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете содержание понятия "педагогический речевой идеал” ("педагогико-риторический идеал”)?
2. Педагогический речевой идеал как конкретизация идеала риторического.
3. В чем заключается и как проявляется специфика педагогического речевого идеала?
4. Какую роль в содержании педагогического речевого идеала играют такие категории, как истина, гармония, дружелюбие?
5. Как проявляется взаимосвязь этики и риторики в понятии "педагогический речевой идеал”?
6. В чем проявляется принцип гармонизирующего педагогического общения в деятельности учителя?
Тема
Самостоятельная работа студентов: Группе подготовить процедуру организации и проведения дискуссии по теме «Педагогическая этика. Нравственность современного педагога», подготовить презентацию.