|
Напишите аннотацию к тексту:
«Выразительность – качество не только грамотной речи, но и
подлинного речевого мастерства учителя. Б. Н. Головин определяет его так:
«Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры,
которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя;
соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться
выразительной». Это также риторический фактор, присущий далеко не
всякому речевому поведению. Среди его условий – самостоятельность
мышления, неравнодушие к предмету речи, знание возможностей языка,
тренировка речевых навыков, основанная на чтении текстов, сознательное
намерение говорить и писать выразительно, богатство средств
выразительности в языке. Эти условия в полной мере предъявимы к учителю:
его речь не может ориентироваться на клишированные безликие структуры и
абстрактные определения, он пользуется средствами художественной
выразительности, но без сознательного намерения сделать выразительной
свою речь он не достигнет внимания и интереса учащихся. Невозможно
представить себе учителя, читающего лишь программу, нормативные
документы министерских сборников и обходящегося без художественной
литературы.
Выразительной может быть не только речь: выразительно подчас мол-
чание, выразителен жест. Он, по мнению Э. Сепира, – «нечто гораздо боль-
шее, чем движения рук и других видимых и способных двигаться частей тела.
Интонация нашей речи может с таким же успехом обозначать отношения и
чувства, как и сжатые кулаки, взмах руки, пожатие плеч и поднятие бровей».
Выразительной должна быть не только речь педагога, но и интонация, мими-
ка, сама ситуация общения». |