Задание БРС №3

Напишите аннотацию к тексту: «Выразительность – качество не только грамотной речи, но и подлинного речевого мастерства учителя. Б. Н. Головин определяет его так: «Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной». Это также риторический фактор, присущий далеко не всякому речевому поведению. Среди его условий – самостоятельность мышления, неравнодушие к предмету речи, знание возможностей языка, тренировка речевых навыков, основанная на чтении текстов, сознательное намерение говорить и писать выразительно, богатство средств выразительности в языке. Эти условия в полной мере предъявимы к учителю: его речь не может ориентироваться на клишированные безликие структуры и абстрактные определения, он пользуется средствами художественной выразительности, но без сознательного намерения сделать выразительной свою речь он не достигнет внимания и интереса учащихся. Невозможно представить себе учителя, читающего лишь программу, нормативные документы министерских сборников и обходящегося без художественной литературы. Выразительной может быть не только речь: выразительно подчас мол- чание, выразителен жест. Он, по мнению Э. Сепира, – «нечто гораздо боль- шее, чем движения рук и других видимых и способных двигаться частей тела. Интонация нашей речи может с таким же успехом обозначать отношения и чувства, как и сжатые кулаки, взмах руки, пожатие плеч и поднятие бровей». Выразительной должна быть не только речь педагога, но и интонация, мими- ка, сама ситуация общения».