АННОТАЦИЯ

к рабочей программе дисциплины

Б1.В.ОД.2.3 Физическая география материков и океанов

Трудоемкость 6 з.е.

1.1. Цель освоения: изучение физической географии материков и океанов, познание общих планетарных и материковых закономерностей возникновения, развития, распространения природных ландшафтов; выработка у будущих бакалавров представлений о направлениях и интенсивности антропогенной трансформации ландшафтов в различных природных структурах суши земного шара, о тех геоэкологических последствиях, которые обусловлены хозяйственным освоением природных геосистем.

Программа дисциплины базируется на знаниях, полученных в процессе изучения ряда основных отраслевых физико-географических дисциплин, и является гармоничной составляющей комплекса соответствующих учебных программ.

Краткое содержание дисциплины Физическая география материков и океанов    включает в себя освоение системы основных научных знаний о физической географии материков океанов, общих закономерностей физико-географических  явлений и процессов на материках и океанах.

Общие особенности материковой суши, сравнительная характеристика отдельных материков. Географические пояса. Секторность. Природные зоны, классы, подклассы и группы и ландшафтов. Региональные проявления географической зональности на различных материках. Понятие «гипотетический материк», отражение на нем основных закономерностей структуры природных и измененных хозяйственной деятельностью ландшафтов. Особенности современного состояния природной среды: истощение природных ресурсов, нарушение систем жизнеобеспечения, загрязнение окружающей среды, деградация ландшафтов; их проявление в различных регионах земного шара. Основные принципы физико-географического районирования материков.

Обзор природных особенностей материков, обусловленные географическим положением, размерами, устройством поверхности. Сложность природной структуры и индивидуальность ландшафтного строения. Внутриматериковые и региональные различия.

Разнообразие природных факторов, формирующих разнообразие современных ландшафтов материков: географического положения, истории развития природной среды, морфоструктурных, литологических и геоморфологических особенностей, климата, почвенно-растительного покрова, а также хозяйственного воздействия человека на среду.

Природно-ресурсный потенциалом крупных регионов суши и Мирового океана, его современное освоение. Глобальные геоэкологические проблемы, возникшие в ходе антропогенного воздействия на природную среду материков и Мирового океана.

1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Наименование категории (группы) компетенций

Планируемые результаты освоения программы (код и содержание компетенции)

Индикаторы достижения компетенций

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Оценочные средства

Системное и критическое мышление

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

УК-1.1. Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие

УК-1.2. Обосновывает выбор метода поиска и анализа информации для решения поставленной задачи

УК-1.3. При обработке информации формирует собственные мнения и суждения на основе системного анализа, аргументирует свои выводы и точку зрения

УК-1.4.Предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

Иметь представление/ знать:

- общие закономерности и факторы пространственной физико-географической дифференциации и их отражение в разнообразии природно-территориальных комплексов материков и океанов (ПТК);

- особенности системного и критического мышления;

- правила доказательства и опровержения суждений в научной, профессиональной и повседневной практике.

Уметь:

- выбирать информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать соответствие выбранного информационного ресурса критериям полноты и аутентичности;

- систематизировать обнаруженную информацию в соответствии с требованиями и условиями поставленной задачи;

- выявлять системные связи между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы;

- находить, критически анализировать и контекстно обрабатывать информацию, необходимую для решения поставленной задачи;

- применять философский и общенаучный понятийный аппарат и методы в профессиональной деятельности.

Владеть:

- методами поиска, критического анализа и синтеза информации методом системного подхода для решения поставленных задач;

- навыками аргументации выводов и суждений, в том числе с применением философского понятийного аппарата.

Вопросы экзамена (в том числе в тестовом формате); участие в семинарских занятиях; контрольные работы; разработки планов-конспектов уроков, выполнение практических и лабораторных работ

Разработка основных и дополнительных образовательных программ

ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)

ОПК-2.1. Анализирует программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.

ОПК-2.2. Обосновывает выбор метода поиска и анализа информации основных и дополнительных образовательных программ

ОПК-2.3. Способен использовать нормативные документы, оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности.

Знать:

-основные природные закономерности, определяющие формирование и трансформацию ландшафтов материков Земли;

-региональную специфику природы материков;

-основные подходы к пространственному анализу геоэкологических проблем на суше и в океане;

- географическую номенклатуру.

Уметь:

- анализировать разнообразную картографический материал по физической географии материков и океанов,  литературу и научные публикации по данному направлению с целью выявления особенностей физико-географического положения материков и океанов;

- собирать и анализировать информацию из научной литературы и ГИС-технологий.

Владеть:

- методами научного познания в географии

Научные основы педагогической деятельности

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе социальных научных знаний

1.1.Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области

1.2.Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки, применяя специальные научные знания в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями

Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области

Знать:

- научные основы физической географии материков и океанов;

- методы научного исследования в предметной области;

Уметь:

- анализировать методы научных исследований в целях решения исследовательских и практических задач физической географии материков и океанов;

- использовать специальные научные знания;

представлять результаты исследовательских работ, научных публикаций и в виде докладов.

Владеть:

- приёмами поиска и анализа научных данных физической географии материков и океанов.

Методическая деятельность

ПК 2 - Способен осуществлять обоснованный отбор компонентов предметной среды в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

ПК - 2.1. Демонстрирует знание закономерностей отбора содержания, методов, форм организации, средств обучения и современных образовательных технологий.

ПК - 2.2. Демонстрирует знание требований к организации материально-технической базы школьных предметов «Биология» и «Химия».

ПК - 2.3.  Способен разрабатывать элементы основной образовательной программы общеобразовательного учреждения в преподаваемой предметной области в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования.

ПК - 2.4. Готов к применению рабочих программ урочной и внеурочной деятельности, методических разработок и дидактических материалов.

Знать:

- фундаментальное ядро содержания предмета «Физической географии материков и океанов»;

- классификацию и закономерности отбора методов исследования физической географии материков и океанов;

Уметь:

- составлять план конспекта, разрабатывать содержание и осуществлять отбор материала для докладов по физической географии материков и океанов.

Владеть:

- материалом дисциплины физическая география материков и океанов, позволяющем формулировать и решать задачи, возникающие в ходе учебной деятельности по географии.

1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП

Индекс

Наименование дисциплины (модуля), практики

Семестр изучения

Индексы и наименования учебных дисциплин (модулей), практик

на которые опирается содержание данной дисциплины (модуля)

для которых содержание данной дисциплины (модуля) выступает опорой

Б1.В.ОД.2.3

Физическая география материков и океанов

Б1.О.24.01Геология с основами геохимии

Б1.О.24.04 Физическая география России

Б1.О.24.07

Землеведение

Б1.О.24.12 Метеорология и климатология   

Б1.О.24.13 Гидрология       

Б1.О.17 Теория и методика обучения географии

Б1.В.ДВ.11.01 Основные разделы географии и методика их изучения

Б1.О.25.05          Охрана природы и рациональное природопользование      

Б1.О.19 Современные образовательные технологии

Б1.В.ДВ.12.02 Мерзлотоведение

Б1.О.18 Теория и методика обучения экологии

Б1.В.ДВ.12.01 Биогеография                                                               

1.4. Язык преподавания: русский