1. АННОТАЦИЯ

к рабочей программе дисциплины

Б1.В.ОД.9 Менеджмент в социокультурной сфере

Трудоемкость 144 часов, 4 з.е.

 

1.1. Цель освоения и краткое содержание дисциплины

Цель освоения: формирование способности применять культурологическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике, заложить основу для свободного  владения теориями, категориями и методами, связанными с изучением культурных форм и  процессов, изучения различных видов культурных объектов в разных контекстах и взаимосвязях.

 

Краткое содержание дисциплины:

 

1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Планируемые результаты освоения программы (содержание и коды компетенций)

Планируемые результаты обучения по дисциплине

способность применять культурологическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике (ОПК-2);

 

готовность к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в планировании, разработке, документационном обеспечении и запуске инновационных проектов (ПК-6);

способность разрабатывать проекты с учетом конкретных технологических, эстетических, экономических параметров (ПК-9);

Знать  основы менеджмента  в сфере культуры и искусства, влияние особенностей  услуг и продукции социокультурной сферы на менеджмент  проектов в сфере  культуры и искусства.

Уметь разрабатывать проекты с учетом конкретных технологических, эстетических, экономических параметров;

Владеть навыками  менеджмента  в в разных сферах социокультурной деятельности, участию в планировании, разработке, документационном обеспечении и запуске проектов  в сфере культуры и искусства.

 
 1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Индекс

Наименование дисциплины (модуля), практики

Семестр изучения

Индексы и наименования учебных дисциплин (модулей), практик

на которые опирается содержание данной дисциплины (модуля)

для которых содержание данной дисциплины (модуля) выступает опорой

Б1.Б.28.

Менеджмент в социо-культурной сфере

8

Б.1.Б.8 Экономика 

Б1.В.ОД.5. Методы и технологии социо-культурного проектирования

Б1.В.ДВ.9.Проектный менеджмент

 

1.4. Язык преподавания: русский.

 

2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Выписка из учебного плана:

 

Код и название дисциплины по учебному плану

Б1.В.ОД.9 Менеджмент в социокультурной сфере

Курс изучения

4

Семестр(ы) изучения

8

Форма промежуточной аттестации (зачет/экзамен)

экзамен

Курсовой проект/ курсовая работа (указать вид работы при наличии в учебном плане), семестр выполнения

-

Трудоемкость (в ЗЕТ)

4

Трудоемкость (в часах) (сумма строк №1,2,3), в т.ч.:

144

№1. Контактная работа обучающихся с преподавателем (КР), в часах:

Объем аудиторной работы,

в часах

Вт.ч. с применением ДОТ или ЭО[1], в часах

Объем работы (в часах) (1.1.+1.2.+1.3.):

79

 

1.1. Занятия лекционного типа (лекции)

42

 

1.2. Занятия семинарского типа, всего, в т.ч.:

28

 

- семинары (практические занятия, коллоквиумы и т.п.)

28

 

- лабораторные работы

 

 

- практикумы

 

 

1.3. КСР (контроль самостоятельной работы, консультации)

9

 

№2. Самостоятельная работа обучающихся (СРС) (в часах)

63

№3. Количество часов на экзамен (при наличии экзамена в учебном плане)

2

 

3. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

 

3.1. Распределение часов по темам и видам учебных занятий

 

Тема

Всего часов

Контактная работа, в часах

Часы СРС

Лекции

из них с применением  ЭО и ДОТ

Семинары  (практические занятия, коллоквиумы)

из них с применением  ЭО и ДОТ

Лабораторные работы

из них с применением  ЭО и ДОТ

Практикумы

из них с применением  ЭО и ДОТ

КСР (консультации)

Тема 1. Понятие и основные концепции менеджмента.  Частные функции социокультурного менеджмента.

5

-

4

-

4

Тема 2.  Ресурсы  менеджмента в сфере культуры и искусства.  

5

-

4

-

1

4

Тема 3. Технология планирования и организационного обеспечения социально-культурной деятельности. 

5

4

-

1

8

Тема 4.  Культура менеджмента и организационная культура фирмы.

5

4

-

8

Тема 5.  Музейное  дело и арт-бизнес.

5

4

-

9

Тема 6. Менеджмент в сфере исполнительских искусств и кинематографии.

5

4

-

10

Тема 7. Менеджмент в культурно-просветительной и досуговой сфере.

5

2

-

10

Тема 8. Проектная деятельность учреждения культуры.

7

2

1

10

42

28

-

63

 

 

 

 

 

 

3.2. Содержание тем программы дисциплины

Б1.Б.28 Менеджмент в социо-культурной сфере

 

 

лекции

практ

Тема 1. Понятие и основные концепции менеджмента.

Общие функции менеджмента. Понятие менеджмента.  Организация как объект управления.  Внутренняя и внешняя среда организации в парадигме системного подхода. Функции менеджмента.  Принципы менеджмента. Методы управления. Специфика менеджмента в сфере культуры и искусства. Государственное регулирование в сфере культуры. Характеристика системных процессов жизнедеятельности организации культуры (искусства). Направления внешнего менеджмента организации культуры (искусства).

 

5

4

Тема 2.  Частные функции социокультурного менеджмента. Частные функции социокультурного менеджмента: реализация функций в области маркетинга и финансовое управление организацией. Реализация функций в области маркетинга.  Финансовое управление организацией. Методы управления: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические. Мотивация.  Содержательные и процессуальные теории мотивации. Контроль как функция менеджмента. Проверка выполнения поставленных задач.

5

4

Тема 3. Ресурсы  менеджмента в сфере культуры и искусства. Социальный капитал.  Государственно-частное партнерство. Историческая память. Культурные символы.

 

5

4

Тема 4. Технология планирования и организационного обеспечения социально-культурной деятельности.  

Методы планирования в социально-культурной сфере: аналитическое, нормативное планирование, Технология разработки и обеспечения реализации культурных программ. Методы анализа-SWOT, построение дерева целей и дерева решений. Roadmapping.

Технология фандрейзинга в  социально-культурной сфере.

5

4

Тема 5. Культура менеджмента и организационная культура фирмы. Проблема эффективности менеджмента и управление качеством в социально-культурной деятельности.

Виды и уровни анализа эффективности в социально-культурной сфере.

 

 5

4

Тема 6. Менеджмент в сфере исполнительских искусств и кинематографии. Актуальные проблемы театрально-концертной сферы. Управление труппой театра. Планирование в театре. Маркетинг в театрально-концертных организациях. Менеджмент в сфере кинематографии.

 

5

4

Тема 7. Менеджмент в культурно-просветительной и досуговой сфере. Менеджмент музейного дела.  Менеджмент библиотечного дела.  Менеджмент в культурно-досуговой сфере.

5

2

Тема 8. Проектная деятельность учреждения культуры: деятельностно-средовой подход. Маркетинговые стратегии учреждения культуры.

 

7

2

 

42

28

 

 

3.3. Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии

- Теоретическое обучение (лекционные и семинарские занятия);

- Практическое обучение (практическое занятие);

- Интерактивные формы:

- игровые и исследовательские (моделирование ролевых и деловых игр в группе с дальнейшим анализом их проведения )

- дискуссионные (дебаты, дискуссии, круглый стол).

 

 

4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы[1] обучающихся по дисциплине

Задания для СРС и семинарских занятий, как правило, представляют собой закрепление методотов менеджмента.

 

Содержание СРС

Наименование раздела (темы) дисциплины

Вид СРС

Трудо-

емкость (в часах)

Формы и методы контроля

1.

Тема 1. Понятие и основные концепции менеджмента.

Самостоятельноая проработка инофрмационных ресурсов Интернета, ответы на вопросы

4

Устные опросы;

2.

Тема 2.  Частные функции социокультурного менеджмента.

Подготовка к обсуждению на практическом занятии.

4

Письменные и устные опросы

3.

Тема 3.Ресурсы  менеджмента в сфере культуры и искусства.

Подготовка выступления, проекта, работа в группах

8

Устный опрос

4.

Тема 4. Технология планирования и организационного обеспечения социально-культурной деятельности. 

Подготовка выступления с презентацией.

8

Проверка ответов пиьсменного задания

5.

Тема 5. Культура менеджмента и организационная культура фирмы.

Подготовка выступления с презентацией различных методов менеджмента в счфере культуры и искусства.

9

Выступление

6.

Тема 6. Менеджмент в сфере исполнительских искусств и кинематографии.

Разработка дерева целей проекта в сфере культуры и искусства.

10

Выступление

7

Тема 7. Менеджмент в культурно-просветительной и досуговой сфере.

Проведение SWOT анализа проектов.

10

выступление

 

Тема 8. Проектная деятельность учреждения культуры.

Разработка проекта в сфере культуры и искусства. Проведение анализа эффективности проекта.

10

Защита проекта

 

 

63

 

 

 



[1] Самостоятельная работа студента может быть внеаудиторной (выполняется студентом самостоятельно без участия преподавателя - например, подготовка конспектов, выполнение письменных работ и др.) и аудиторной (выполняется студентом в аудитории самостоятельно под руководством преподавателя - например, лабораторная или практическая работа).


[1]Указывается, если в аннотации образовательной программы по позиции «Сведения о применении дистанционных технологий и электронного обучения» указан ответ «да».