Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Работа по лекционному курсу
Лекционные занятия относятся к числу важнейших форм организации учебного процесса по дисциплине «Фольклор народов СВ РФ». Подготовленные фольклористами- с учетом требований Госстандарта, лекции содержат анализ поэтической системы фольклора, отражает жанровую специфику поэтики фольклора. Поэтому лекционный материал является важным подспорьем для студентов в деле освоения курса «Фольклор народов СВ РФ».
Рекомендуем студентам завести общую тетрадь для записи лекций. Наряду с этим желательно также запастись различными цветными чернилами, для того чтобы подчеркивать те или иные важные моменты в лекции. Необходимо в самом начале лекционного занятия записывать дату, номер, название и план лекции. Крайне важно также указать рекомендуемую литературу и источники, поскольку это помогает быстрее сориентироваться при изучении курса. Что касается ведения записи лекционного материала, то необходимо записывать четко, разборчиво, допуская понятное для себя сокращение слов, а также выделяя главные мысли, факты и выводы.
В течение всего периода изучения курса «Фольклор народов СВ РФ» студенту необходимо вести работу над конспектами лекций, предусматривающую чтение записей и осмысление темы лекционного занятия.
Работа на практических занятиях
Практические занятия наряду с лекциями также относятся к числу важнейших форм организации учебного процесса по курсу «Фольклор народов СВ РФ». На практических занятиях выносятся узловые наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в предмете невозможно. Поэтому одним из главных условий усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому занятию.
Подготовка к практическому занятию предусматривает, в первую очередь, знакомство с темой и планом практического занятия, списком рекомендуемой литературы, методическими рекомендациями и контрольными вопросами. Далее целесообразно, на наш взгляд, обратиться к конспекту лекций с целью изучения соответствующего материала, необходимого для усвоения вынесенных на обсуждение практического занятия вопросов.
Следующим шагом при подготовке к семинару должно явиться изучение рекомендованной по каждой теме литературы. При работе над рекомендованными источниками и литературой недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Постарайтесь проанализировать его, пытаясь выделить основные положения, идеи автора, его аргументацию.
В процессе изучения источников и литературы необходимо в тезисной или конспективной форме внести соответствующие записи в тетради. Что касается тезисов, то в них в краткое форме раскрывается основное содержание изученных материалов. Более трудоемкой формой подготовки к практическому занятию является конспектирование. В конспекте не только фиксируются наиболее важные положения источников и литературы, но также приводятся необходимые рассуждения, аргументация, доказательства.-
Опираясь на составленные записи, необходимо подготовить устное выступление или доклад. Подготовка к ним включает составление плана и подпор соответствующего для выбранной темы материала.
Работа непосредственно на семинаре предусматривает активное участие студента в обсуждении вопросов практических занятий, которое может проявляться в форме устного выступления или доклада, а также замечаний и дополнений с места. Это, в свою очередь, предполагает также внимательное прослушивание своих товарищей по группе.
Подготовка к вопросам и заданиям для самостоятельной работы студента
В соответствие с рабочей программой, на самостоятельное изучение вынесено девять тем. Подготовку по каждой из них следует начинать с знакомства со списком литературы. При работе над материалом необходимо обратить внимание на контрольные вопросы, прилагаемые к каждой теме. Студент должен быть готов при необходимости ответить на любой из этих вопросов. Ответы по всем девяти темам следует подготовить в письменной форме. Объем выполненной работы по каждой теме не должен превышать 2-4 страниц ученической тетради. Защита тем для самостоятельного изучения и просмотр конспектов студентов осуществляется преподавателем на консультациях.
Подготовка к студенческой научной конференции
Студенческие научные конференции проводятся ежегодно. Для подготовки и проведения подобной конференции силами студентов, как правило, заранее определяется круг обсуждаемых вопросов. Преподаватель предварительно раздает студентам темы докладов. Докладчики в течение месяца изучают литературу и источники, готовят доклад и тезисы к ним. Подготовленные доклады читают и обсуждают на конференциях, проводимых внеаудиторное время со студентами. Студенты принимают активное участие в обсуждении докладов. Они задают вопросы, делают замечания и дают оценку докладам.
Студенческие научные конференции проводятся ежегодно. Для подготовки и проведения подобной конференции силами студентов, как правило, заранее определяется круг обсуждаемых вопросов. Преподаватель предварительно раздает студентам темы докладов. Докладчики в течение месяца изучают литературу и источники, готовят доклад и тезисы к ним. Подготовленные доклады читают и обсуждают на конференциях, проводимых внеаудиторное время со студентами. Студенты принимают активное участие в обсуждении докладов. Они задают вопросы, делают замечания и дают оценку докладам.