Задание на 4 июня

1. Сделать конспект с ресурса от 21 и 28 мая о редактуре журналистских текстов. 2. Ознакомиться с алгоритмом вычитку публицистического текста: Евгений Шамшурин 12 ноя 2012 в 19:57 Публицистический стиль обслуживает сферу общественных политических отношений. Он принадлежит к числу самых популярных и влиятельных стилей современного литературного языка. Его распространению способствует пресс, радио, телевидение. Конструктивный принцип: стандарт и экспрессия Цель: формирование общественного мнения по различным социально-значимым вопросам или проблемам и влияние на него. Подстили: газетно-публицистический (основные жанры – заметка, репортаж, статья, очерк, интервью и т.п.); ораторский (воззвания, призывы, выступления на митингах и т.п.); радио-тележурналистский (репортаж, интервью, по¬литическое обозрение, беседа и т.п.); научно-публицистический, связывающий вопросы политики с теми или иными областями научных знаний (статья). Аспекты необработанности: 1. Стилистический. Как правило текст не выдержан в публицистическом стиле, может иметь отклонения в сторону разговорного или лишен единства стиля. 2. Жанровая необработанность: текст не относится к какой-то жанровой форме. 3. Речевая необработанность вследствие вышеуказанных аспектов, т.е. текст содержит все виды ошибок. 4. Техническая необработанность. Методика редактирования: Приемы редактирования 1. Проверка фактического материала. Фактический материал определяется проблематикой текста. 2. Проверка логики изложения. Нужно учитывать полисубъектность: говорящий суб., пишущий и редактирующий. 3. Проверка композиции, композиционных приемов. Редактор должен оценить композиционную рамку: заголовок, первые 1-2 фразы, основную часть и заключительные фразы. 4. Редактирование заголовка или заголовочного комплекса. Функции заголовка: 1) информативная – связана с содержанием текста 2) контактная – определяет контакт м/у автором и читателем (яркие заголовки, наводящие). 1) и 2) функции не должны вступать в противоречия. 3) конструктивная – данный заголовок содержит указание на конструкцию, структуру издания, что облегчает понимание (напр. Три письма, Дневник капитана..). заголовок может указывать на жанр. С любой функцией м.б. связана опасность стереотипов. (напр Что делать ?) 5. Лексика. Оценка соблюдения языковой нормы на всех уровнях стиля. Требование лексической нормы – разнообразие, устранение штампов. Посмотреть насколько мотивированы стандарт и экспрессия. 6. Техническое редактирование 7. Проблема степени вмешательства в авторский текст. 3. Сделать правку-вычитку в WORD предложенного ниже текста: Рецензия на постановку пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» коллектива театра «Современник» (режиссер — Галина Волчек) «Действие пьесы Бенджамина шоу начинается под партиком церкви св. Павла. Именно там, сидя рядом с одной из колон, главная героиня — бедная цветочница Элиза Дулитл — продавала прохожим свои фиалки. Первая ремарка пьесы, по всей видимости, произвела неизгладимое впечатление на художника спектакля Павла Каплевича, выстроившего на сцене настоящую колоннаду и одевшего всех героев в фиолетовые костюмы и платья. Среди придуманных Каплевичем холодных, безжизненых, монументальных мраморных столбов протекает жизнь профессора Хигинса. Такое впечатление, что выдающийся филолог, истинный джентлмен живет на вокзале. Ни намека на чисто английскую респектабельность и уют домашнего очага (столь вдохновенно описанных драматургом). А от разнообразных оттенков фиалкового цвета, окрасившего кастюмы персонажей, уже к середине первого действия начинает кружится голова». Читайте больше: https://www.nur.kz/1759973-publicisticeskij-stil-primery-iz-knig.html 4. Выполненное задание отправить на почту преподавателя: lula1974@mail.ru