Научный стиль
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Научный стиль
Прочитайте текст и ответьте письменно на вопросы:
1)В какой сфере функционирует научный стиль?
2)Какие можно выделить разновидности научной речи?
3)Какие выделяются подстили в научном стиле?
4)Жанры научного стиля.
5)Какова цель любого научного сообщения?
Научный стиль текста - это язык науки, научной сферы деятельности.
Основная функция научного стиля речи - передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В зависимости от тематики обычно выделяют:
- научно-техническую,
- научно-естественную,
- научно-гуманитарную разновидности научной речи.
Кроме того, в зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как:
- собственно научный - это подстиль используется в научных исследованиях;
- научно-информативный - этот подстиль используется, что популяризировать достижения науки и сделать их известными как можно большему количеству исследователей;
- научно-справочный - этот подстиль используется в различной справочной литературе: энциклопедия, справочники и словари.
- патентный,
- учебно-научный - этот подстиль используется в образовании;
- научно-популярный.
Эти подстили используются в разных жанрах научной речи:
а) собственно научный - монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;
б) научно-информативный - реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т.п.), учебник, учебное пособие и др.;
в) научно-популярный - очерк, книга, лекция и др.
При всём разнообразии разновидностей и жанров научный стиль речи характеризуется единством своей доминанты, то есть наиболее важного, организующего стиль признака.
Доминанта научного стиля - понятийная точность, подчёркнутая логичность речи.
Точность научной речи предполагает отбор языковых средств, обладающих качеством однозначности и способностью наилучшим образом выразить сущность понятия, то есть логически оформленной общей мысли о предмете, явлении. Поэтому в научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют) различные образные средства, например, метафоры. Исключение составляют лишь термины-метафоры. Ср.: в физике - ядро атома; в ботанике - пестик цветка; в анатомии - глазное яблоко, ушная раковина.
Обобщённость и отвлечённость языка науки диктуется спецификой научного познания. Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её лишён конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлечённым значением.
Например, в определении: «Согласование - способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное», - почти каждое слово обозначает общее понятие (слово вообще, способ вообще, связь вообще и т.д.).
Интеллектуальный характер научного познания обусловливает логичность языка науки, выражающуюся в предварительном продумывании сообщения и в строгой последовательности изложения.
Цель любого научного сообщения - изложение определённых научных сведений и их доказательство. Роль авторского «я», говорящего, в научной речи весьма незначительна. Главное - само сообщение, его предмет, результаты исследования, изложенные чётко, ясно, объективно, независимо от тех чувств, которые испытывает автор по этому поводу. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. Вряд ли возможны в современной научной статье фразы типа:
Я бился над решением этой проблемы пять лет; Я горд, что первым сумел решить эту сложную научную проблему.
Личные эмоции здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи используются только нейтральные средства и недопустимы экспрессивные. А это, в свою очередь, определяет другие речевые особенности научного стиля.